Верховный суд Узбекистана постановил реабилитировать 120 человек, ставших жертвами большевистского террора в 1920—1930-х годах. Первый акт реабилитации репрессированных был совершен в августе прошлого года накануне Дня независимости. Тогда были рассмотрены шесть уголовных дел об оправдании 115 человек.
Некоторые персоналии из августовского списка вызвали споры в сети. Пользователи отмечали неоднозначность оценок басмаческого движения в Туркестане. После второго акта единодушие тоже отсутствовало. На этот раз спорить о преступных решениях сталинского режима никто не стал, но проводились прямые параллели между решениями судов советского и нынешнего Узбекистана.
Известный общественный деятель Азиза Умарова отмечает, что честные имена жертв репрессий, которые самоотверженно боролись за независимость и пожертвовали своими жизнями, останутся в памяти людей. Она поблагодарила президента за внимание к вопросам исторической справедливости.
Администратор группы в социальной сети «Ташкент-Снос» Фарида Шариф в своем комментарии к посту блогерки написала о совпадении: процесс по реабилитации группы репрессированных в 30-х проходил в Верховном суде одновременно с заседанием по выселению Ольги Абдуллаевой из собственного дома, на которое усиленно приглашали г-жу Умарову.
Фарида пишет, что судебное заседание задерживалось практически на полтора часа.
«Мы заходили в зал процесса по реабилитации, – пишет Фарида. – Там было очень много прессы. Мы приглашали журналистов зайти и на наш процесс и снять современные репрессии, как у людей отнимают дома, но журналисты отказались».
Она добавила, что «лет через сто, вероятно, признают, что в годы правления Мирзиеева простые люди подвергались репрессиям со стороны богатых и успешных».
На политически значимом процессе о реабилитации присутствовала заместитель генпрокурора Светлана Артыкова. Ей писала жалобу Абдуллаева с просьбой рассмотреть нарушения законодательства по сносу ее дома. Устно прокурор ответила, что «беременность — естественное состояние женщины, поэтому её можно выселять силами… И даже зимой, потому что зима — естественное состояние природы».
Политэмигрант Баходыр Намазов задал вопросы Умаровой, оставшиеся без ответа: «Не лучше ли оправдывать тысячи безвинно осужденных и прошедших многие годы в лагерях каримовского режима? Странно, Оправдание несогласных и боровшихся с советской властью устанавливается лицами, верой и правдой служившие этой власти, становившиеся лидерами партийных органов. Не странно ли это?».
Как ранее писал ACCA, правозащитники отмечают остроту нерешенной проблемы с пытками и реабилитацией незаконно осужденных в современном Узбекистане.







Оставьте отзыв об этом