Ежегодно в Казахстане регистрируется порядка 700 заявлений о пытках и насилии. В 2020 году зарегистрировано 63 уголовных преступления и осуждено 13 человек по статье «Пытки». Такие данные содержатся в консолидированном докладе участников Национального превентивного механизма по итогам превентивных посещений, выполненных в 2019-2020 гг.
Авторы доклада напоминают, что Национальный превентивный механизм (НПМ) был создан в Казахстане в 2013 году, с тем, чтобы предупреждать пытки и другое жестокое обращение и наказание в исправительных учреждениях.
«В большинстве заявлений причинами пыток и жестокого обращения указывается наказание за нарушение режима отбывания. В остальных случаях — это наказание за отказ вступить в общественные организации заключенных, либо выполнить требования администрации, в т.ч. незаконные (отказ маршировать), отказ от работы, за агрессивное поведение и т.д. Имеют место заявления о пытках в целях не допустить жалобы о незаконном обращении в отношении заключенных. Такая ситуация складывается в государстве, так как к осужденным относятся как к гражданам «второго сорта», чьи права и свободы недостаточно защищаются в нашем государстве. Для исправления такого положения дел призван НПМ», — подчеркивают авторы доклада.
Следует отметить, что в Казахстане в структуре уголовно-исполнительной системы функционирует 82 учреждения — 66 исправительных колоний, 16 следственных изоляторов, и 246 отделов службы пробации. При этом количество осужденных на момент подготовки доклада составляло 23635 человек.
«По данным Международного Центра Тюремных Исследований (ICPR), формирующим общемировую таблицу, Казахстан занимает 55 место по общему количеству заключенных и 100 место по индексу расчета с коэффициентом 156 осужденных на 100 тысяч населения страны», — сообщают составители доклада.
Следует отметить, что под пытками подразумевается не только избиение заключенных, но и другие приемы. Так, в Казахстане сотрудники исправительных учреждений практикуют в том числе и такие инструменты пыток, как плохие условия содержания, голод, переохлаждение, а также подвергают заключенных рискам заболеваемости различными, в том числе простудными, заболеваниями.
«По объяснениям сотрудников администрации учреждений, отсутствие форменной обуви у половины осужденных, «это сами осужденные отказываются от форменной обуви ввиду её низкого качества». Многие осужденные самостоятельно покупают качественную зимнюю обувь. Также осужденные пожаловались на зимнюю форменную одежду, которая больше пригодна в межсезонье, чем для зимы. Жалобы на низкое качество одежды и обуви осужденных отмечены в отчетах участников НПМ Северо-Казахстанской, Акмолинской, Восточно-Казахстанской областей и других регионов Казахстана. На наш взгляд, это — бездействие должностных лиц: ни об одной претензии поставщикам форменной одежды и обуви для осужденных от начальников учреждений мы не знаем. Полагаем, что вопрос проверок и возбуждения уголовных дел в отношении неизвестного (или известного) круга лиц открыт», — пишут составители доклада.
К психологическим пыткам можно отнести также и то, что заключенных заставляют исполнять государственный гимн Казахстана.
«Полагаем, что задачи патриотического воспитания граждан не должны решаться подобным образом, в результате которого можно привить неприязненное отношение осужденных к государственным символам страны, так как патриотизм через изоляцию от общества, сопряженную с унижением человеческого достоинства, сформировать невозможно», — уверены эксперты НПМ.
Часто в казахстанских тюрьмах встречается и откровенно плохая организация питания заключенных.
Так, проведенный участниками НПМ анализ фактического питания осужденных к лишению свободы показал, что оно не соответствует нормам физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах. Калорийность суточных рационов питания трудоустроенных осужденных, относящихся к 3–5 группам физической активности, ниже рекомендуемых значений.
«Рационы питания осужденных к лишению свободы не сбалансированы по основным пищевым веществам (отмечается дисбаланс между содержанием жиров и углеводов), по содержанию важнейших макроэлементов (кальций, магний, фосфор). Отмечается неблагоприятное соотношение кальция и фосфора в рационах, что может привести к усилению дефицита кальция в организме. Неблагоприятные сдвиги в фосфорно-кальциевом обмене могут явиться причиной возникновения болезней почек, кровеносных сосудов и др. В рационах питания отмечается избыток магния, а также значительный дефицит витамина А и недостаток витамина В2», — говорится в докладе.
В нем также приводятся факты, когда заключенных откровенно недокармливали.
«Проблему недовеса хлеба, предназначенного для осужденных в исправительном учреждении ЖД 158/2 Департамента уголовно-исполнительной системы по Жамбылской области, выявили участники НПМ региона. Так, «взвешивание хлеба было произведено путем случайного выбора четырех булок хлеба. Электронные весы столовой учреждения показали следующие результаты: 568 граммов, 578 граммов, 577 граммов, 566 граммов. Средний вес булки составил 572,25 г. Согласно норме 1 булка хлеба должна весить 700 граммов. Учитывая, что дневная норма хлеба на одного осужденного составляет 650 граммов, недовес составляет от 132 до 186 граммов, или 20-28%». На наш взгляд, это не проблема недовеса, а проблема недоедания человеком положенного государством хлеба: от 1|5 до 1|3, скорее всего, из-за хищений. И это вопросы не Национального Превентивного Механизма, а антикоррупционного ведомства», — отмечают авторы отчета.







Оставьте отзыв об этом