23 сентября лидер правозащитной организации «Дом прав человека» Агзам Тургунов вместе с другими учредителями подал иск против Министерства юстиции в ответ на восьмой отказ в официальной регистрации неправительственной организации, вынесенный 28 августа 2021 года.
Международное партнерство по правам человека» (IPHR, Бельгия) и Ассоциация «Права человека в Центральной Азии» (AHRCA, Франция) в очередной раз зафиксировали факт того, что власти Узбекистана не выполняют взятые на себя обязательства по формированию гражданского общества в стране.
В официальном письме Минюст подтвердил бывшему политзаключенному Тургунову отклонение запроса на регистрацию. Поводом послужило якобы непредоставление двух копий устава и квитанцию, подтверждающую уплату обязательной государственной пошлины. Тургунов и его адвокат немало удивились такому объяснению, ведь они предоставили все необходимые документы и «платежку».
По убеждению IPHR и AHRCA, доводы Минюста «неубедительные и необоснованные и указывает на то, что запросы на регистрацию отклоняются по политически мотивированным причинам».
«К сожалению, мы снова видим слишком знакомую картину того, как власти Узбекистана не могут реализовать на практике свой широко разрекламированный процесс реформ. Это включает в себя препятствия для свободы ассоциаций, права, которое Министерство юстиции не соблюдает из-за ненадлежащего контроля, а также неясных и непрозрачных условий, которые оно налагает на ассоциации, стремящиеся зарегистрироваться в соответствии с законом», — отмечают правозащитники.
Брижит Дюфур, директор IPHR призвала власти «незамедлительно принять меры, чтобы позволить «Дому прав человека» зарегистрироваться и вносить свой вклад в улучшение соблюдения прав человека в Узбекистане».
Тургунов получил уже восьмой отказ с февраля 2019 года. И это произошло уже после последнего Диалога ЕС-Узбекистан по правам человека в июне 2021 года. Представители Евросоюза выразили серьезную озабоченность по поводу препятствий, с которыми сталкиваются неправительственные организации при попытках получить регистрацию.
Ранее ACCA писал о перипетиях седьмой попытки регистрации новой правозащитной организации. Министр юстиции Русланбек Давлетов 4 декабря 2019 года лично ознакомился с документацией и скептически высказался насчет перспектив появления «Дома прав человека», однозначно заявив о неминуемом отказе в регистрации и посоветовал готовить судебный иск к ведомству.
«Дальнейшее обращение по вопросу регистрации «Дома прав человека» не вижу перспективным, поэтому считаю, что только в судебном порядке нужно преодолевать препятствия, установленные Минюстом», – говорит узбекский адвокат Сергей Майоров.
«Регистрация правозащитных организаций – это первый шаг к легализации правозащитников в Узбекистане, но именно Министерство юстиции стало источником ограничения права на свободу ассоциаций, а ведь это право закреплено Конституцией Узбекистана и обязательствами выполнения условий 22 статьи Международного пакта о гражданских и политических правах. Эта ситуация заслуживают серьезного внимания международного сообщества», – считает Надежда Атаева, президент AHRCA.
Специальный докладчик по вопросу о положении правозащитников и Специальный докладчик по правам человека уже проинформированы в Комитете ООН о препонах в процессе регистрации, создаваемые для учредителей «Дома прав человека».
4 марта 2021 года президент Шавкат Мирзиеев утвердил «Концепцию развития гражданского общества на 2021-2025 годы» и «Дорожную карту» по ее реализации. Однако в Концепции не рассматривается вопрос, имеющий центральное значение для независимых групп гражданского общества в Узбекистане, а именно разъяснение процедур и критериев, которые применяются при регистрации НПО.
Министерство юстиции после президентской инициативы оперативно представило законопроект, создающего иллюзию защиты негосударственных некоммерческих организаций. Документ так и пребывает в статусе законодательной инициативы.







Оставьте отзыв об этом