Казахстан — страна с несвободным интернетом. Такой вывод приводится в ежегодном докладе о состоянии свободы интернета в странах мира, составляемом международной правозащитной организацией Freedom House.
Глобальная свобода интернета продолжает снижаться из года в год. А свобода самовыражения в интернете находится под беспрецедентным давлением. К таким, увы, печальным выводам пришли эксперты Freedom House, составившие ежегодный отчет о состоянии свободы интернета в мире.
Казахстан набрал всего 33 балла из 100. Между тем, согласно шкалы Freedom House, 39 баллов и менее свидетельствуют о несвободе интернета.
«Свобода интернета в Казахстане немного улучшилась за период охвата, но существует множество угроз свободе выражения мнений и конфиденциальности. Несмотря на некоторые позитивные изменения, включая запоздалую декриминализацию клеветы, правительство продолжало ограничивать доступ в Интернет. В конце 2020 года правительство протестировало спорный Сертификат национальной безопасности, позволяющий отслеживать действия пользователей в Интернете, в результате чего пользователи, отказавшиеся установить его, не могли получить доступ к ряду веб-сайтов. Правовой режим, поддерживающий блокировку онлайн-ресурсов, также был расширен, поскольку новые Правила регистрации, использования и распространения доменных имен .kz и .ҚАЗ позволяют правительству приостанавливать работу веб-сайтов с этими доменами, на которых не размещено оборудование или программное обеспечение внутри страны. Местные и центральные органы власти также продолжали преследовать критиков и задерживать активистов. Угрозы для онлайн-СМИ, в том числе распределенные атаки типа «отказ в обслуживании» (DDoS), усилились во время парламентских выборов в январе 2021 года», — говорится в вступительной части доклада по Казахстану.
Эксперты Freedom House отмечают, что несмотря на обещания президента Касым-Жомарта Токаева провести реформы, ситуация нисколько не изменилась в лучшую сторону. В стране все также отсутствует политическая конкуренция, правоохранительные органы под любыми предлогами сажают в тюрьмы оппозиционеров, а основные средства массовой информации находятся либо в руках государства, либо принадлежат аффилированным с властями бизнесменам.
Несмотря на то, что доступ к интернету в республике вырос (в 2020 году его имели 88,2% населения), а его стоимость относительно доступна, нельзя сказать, что люди могут пользоваться им в полной мере.
«В течение рассматриваемого периода связь неоднократно ограничивалась или отключалась на местном уровне в явной попытке предотвратить политические протесты или распространение информации о них. Эти сбои часто затрагивают только районы, непосредственно прилегающие к протестам. Практика ограничения социальных сетей стала обычным явлением. Определенные правовые механизмы позволяют правительству приостанавливать работу телекоммуникационных сетей по своему усмотрению. Согласно указу от 2018 года, Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Генеральная прокуратура и КНБ имеют приоритетный доступ к телекоммуникационным сетям, а также право приостанавливать работу этих сетей в чрезвычайной ситуации или в случае ее возникновения. Эксперты выразили озабоченность по поводу расплывчатой терминологии указа — в частности, «чрезвычайная социальная ситуация» и «риск возникновения чрезвычайной ситуации». В постановлении не указаны ограничения на продолжительность приостановки работы сети», — отмечается в докладе.
Эксперты Freedom House также подчеркивают, что в стране были приняты новые правила блокировки или приостановки работы сетей, ресурсов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и других веб-ресурсов. Однако эти правила засекречены.
«Власти блокировали или вмешивались в работу платформ социальных сетей и приложений для обмена сообщениями несколько раз в течение рассматриваемого периода. Интернет-провайдеры и официальные органы обычно связывают сбои в работе с техническими проблемами. Но эти ограничения обычно имели место во время антиправительственных демонстраций и чрезвычайных ситуаций. В июне 2020 года министр информации Аида Балаева заявила, что правительство применит жесткие ограничительные меры в отношении каналов Telegram, распространяющих контент, представляющий угрозу национальной безопасности. В то время как правовая база и процедуры блокировки веб-сайтов и удаления контента не претерпели принципиальных изменений в течение периода действия покрытия, в последние годы правительство значительно расширило свои полномочия по цензуре в Интернете, и внелегальная блокировка остается обычной практикой. Все процедуры блокировки веб-сайтов и удаления контента непрозрачны», — говорится в докладе.







Оставьте отзыв об этом