37,8% казахстанских детей осведомлены, что у них есть права. При этом более половины участников опроса (57%) знают, что какие-то права у них есть, но не знают, какие именно. Такие данные содержатся в проекте пятого и шестого сводного периодического доклада о реализации Республикой Казахстан Конвенции о правах ребенка.
Проект периодического доклада был опубликован 22 сентября на портале «Открытые нормативно-правовые акты» для публичного обсуждения, которое завершится 6 октября. После этого, проект доклада будет представлен на утверждение правительству Казахстана, а после — направлен в Комитет по правам ребенка Организации Объединенных Наций.
Как говорится в аннотации к проекту, в докладе отражены меры, принимаемые Казахстаном, по осуществлению положений Конвенции о правах ребенка, Факультативного протокола, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, Факультативного протокола, касающегося участия детей в вооруженных конфликтах.
Автором доклада является Комитет по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан. К его подготовке были также привлечены представители Верховного суда, генеральной прокуратуры, министерства внутренних дел, министерства здравоохранения, министерства труда и социальной защиты населения, министерства культуры и спорта, министерства юстиции и Агентства по стратегическому планированию и реформам и гражданского сектора.
Как следует из сведений общего характера, по состоянию на 1 января 2021 года численность детского населения в Казахстане составляла 6 295 590 человек при общей численности населения 18 879 552 человека.
При этом авторы доклада отмечают, что в Казахстане увеличился уровень бедности. Так, на фоне пандемии коронавируса в 2020 году доля населения с доходами ниже прожиточного минимума ($77) увеличилась до 5,3%, тогда как в 2019 г. этот показатель составлял 4,3%.
«Данный тренд наблюдается по всему Казахстану на фоне снижения экономической активности и последствий пандемии коронавирусной инфекции COVID-19. Таким образом, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 1,1 миллиона человек», — отмечают авторы доклада.
Особый интерес в документе представляет глава, в которой приводятся данные о том, насколько казахстанские дети осведомлены о своих правах. Несмотря на то, что власти Казахстана, равно как и международные организации, присутствующие в республике, проводят различные тренинги, семинары и форумы, направленные на повышение осведомленности детей и подростков Казахстана о положениях и статьях Конвенции о правах ребенка, уровень осведомленности остается довольно низким. Так, согласно результатам социологического исследования, проведенного в 2020 году в рамках подготовки Доклада о положении детей в Республике Казахстан, только чуть более трети респондентов (37,9%) ответили – они знают, что у них есть права. В тоже время, более половины (57,0%) детей – участников опроса уточнили: они знают, что такие права есть, но не знают, какие именно.
«Наиболее информированы дети о таких политико-правовых документах Закон «Об образовании» – 54,4%, Конституция Казахстана – 50,9%, Закон «О правах ребенка в Казахстане» – 49,1%, Конвенция о правах ребенка – 48,1%, Закон «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» – 44,9%, Закон «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями – 38,0%, Закон «О профилактике бытового насилия» – 35,5%. Наименее информированы – Закон «О государственной молодежной политике» – 32,5%, Кодекс «О браке (супружестве) и семье» – 32,0%, Конвенция по ликвидации всех форм расовой дискриминации – 28,2%», — отмечают авторы доклада.
В докладе также приводится отчетность по выполнению Конвенции ООН о правах ребенка за отчетный период и реализации заключительных замечаний по четвертому периодическому докладу Казахстана, принятых на 70-сессии Комитета ООН по правам ребенка.
Так, по заключительным замечаниям, касающимся пыток несовершеннолетних, авторы доклада сообщают, что за отчетный период «фактов пыток или других видов жестокого обращения с несовершеннолетними лицами, отбывающими уголовные наказания в учреждениях уголовно-исполнительной системы, не зарегистрировано».
«В учреждении ЛА-155/6 (исправительное учреждение в Алматы), где отбывают наказание несовершеннолетние мужского пола, оборудована специальная комната свиданий для участников Национального превентивного механизма (НПМ) с несовершеннолетними осужденными. Несовершеннолетние, отбывающие наказание, обеспечены независимым механизмом подачи жалоб. В учреждении установлены и опечатаны специальные ящики для писем в органы прокуратуры, в общественную наблюдательную комиссию, в НПМ, в правозащитные НПО и СМИ. Правозащитные НПО имеют беспрепятственный доступ к осуществлению мониторинга условий содержания несовершеннолетних, лишенных свободы. В частности, представители НПО, такие как общественные фонды «Жетиагаш», «Жартас Казахстан», «Международная ассоциация социальных проектов», Международная тюремная реформа «PRI», на регулярной основе осуществляют посещение воспитательных колоний, специальных организаций образования, следственных изоляторов и изоляторов временного содержания», — сообщается в докладе.
При этом, из прикрепленной к докладу сводной таблицы по численности несовершеннолетних, содержавшихся в местах лишения свободы, можно сделать вывод, что в Казахстане растет детская преступность. Так, если в 2016 году в воспитательных колониях содержалось 44 несовершеннолетних, то в 2020 году их количество составляло уже 51 человек. Если в 2016 году в следственных изоляторах находилось 63 несовершеннолетних, то в 2020 году — уже 70 человек.
Что касается мер по содействию физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции детей-жертв, то, согласно заверениям авторов доклада, в Казахстане с этим все в порядке. К примеру, страна осуществила специальные гуманитарные операции «Жусан» и «Русафа», в рамках которых из зоны боевых действий в Сирии возвращены на родину 700 граждан Казахстана, в том числе 502 детей, 37 из которых сироты. При этом, всем детям, возвращенным из зоны боевых действий, оказана медицинская, психологическая, социальная, экономическая и правовая помощь. А местными исполнительными органами проведена работа по определению детей в организации образования. Дошкольным образованием охвачено более 118 детей, школьным образованием охвачено свыше 227 детей. Также более 140 детям предоставлена возможность во внеурочное время участвовать в творческих кружках, спортивных секциях и дополнительных занятиях.
Что касается лишения родительских прав, то согласно проекту доклада, эта мера в Казахстане является исключительной и практикуется достаточно редко.
«Начиная с 2016 года удельный вес удовлетворенных исков сократился с 91,7% до 61,8%. В целом за последние пять лет наблюдается снижение количества удовлетворенных исков о лишении родительских прав с 2107 в 2015 году до 1240 дел в 2020 году», — говорится в отчете.
В нем также отмечается, что Казахстан реализует успешную политику деинституционализации, направленную на помещение детей из учреждений интернатного типа на воспитание в семьи и работы с родителями по сохранению детей в кровных семьях.
«На момент обретения независимости количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Казахстане составляло около 100 000. По итогам 2020 года, данное количество снизилось в 4,3 раза и составило 23 410 детей. По сравнению с 2016 годом сокращение составило 5 009 детей. Из них 81,8%, или 19 156 детей, воспитываются в семьях казахстанских граждан под опекой, попечительством, патронатом, в приемных семьях. Количество воспитанников интернатных организаций (детских домов) снизилось с 7 236 в 2016 году до 4 254 в 2020 году. Тем самым сократился удельный вес детей-воспитанников интернатных организаций с 25,5% в 2016 году до 18,2% в 2020 году. С 2015 по 2020 гг. количество детских домов сократилось с 146 до 98. По состоянию на конец 2020 года в Казахстане в системе образования существовало 60 организаций (3 336 детей) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе здравоохранения — 20 организаций (272 ребенка), в системе социальной защиты — 18 организаций (646 детей)», — хвастают составители доклада.







Оставьте отзыв об этом