Узбекский форум по правам человека (Германия) опубликовал отчет «Карательная психиатрия в Узбекистане: заглушить голоса активистов» с описанием использования принудительного психиатрического заключения для подавления правозащитников и критиков режима в стране. В отчете задокументированы случаи, когда правозащитников насильно помещали в психиатрические учреждения в отместку за их активизм.
Немецкая неправительственная организация отмечает некоторый прогресс с правами человека: освобождение некоторых политических заключенных, сокращение использования принудительного труда и ратификация Конвенции о правах инвалидов. Вместе с тем все еще продолжается варварское использование психиатрического заключения.
К примеру, Давид Багманян с 23 апреля 2019 года по 23 мая 2019 года содержался в Республиканской психиатрической клинической больнице в Ташкенте из-за его протестов в защиту своих имущественные прав. Процедура его госпитализации была инициирована не врачом, а местным главой администрации города Ахангаран Одилжоном Жураевым в явной попытке остановить усилия Багманяна по противостоянию государственному произволу.
13 июня 2019 года гражданский суд города Ахангарана признал Багманяна неправоспособным, удовлетворив иск хокимията города Ахангарана. Хокимият утверждал, что жалобы Багманяна, связанные со сносом его имущества, являются «необоснованными заявлениями и клеветой», и что «Багманян создает раздражение и нездоровую обстановку в обществе». Это, по-видимому, является основанием для того, чтобы хокимият потребовал признать Багманяна недееспособным и направить его на принудительное психиатрическое лечение. Решение о госпитализации Багманяна приняли, хотя он никогда не страдал психическими заболеваниями в прошлом и имел справку из психоневрологического диспансера города Ахангаран от 11 апреля 2019 года, подтверждающую отсутствие психических заболеваний. Тем не менее, в заключении психиатрической экспертизы от 23 мая 2019 года указано, что Багманян страдает «психическим заболеванием в форме параноидальной шизофрении». 13 апреля 2021 года заявление Багманяна об отмене решения гражданского суда о признании его недееспособным было отклонено Верховным судом Узбекистана.
Показателен случай с Худояром Матякубовым, активистом из Амударьинского района Каракалпакстана. До своего принудительного заключения в психиатрическую больницу Матякубов критиковал бесхозяйственность местных властей. 5 ноября 2019 года Матякубов был задержан районной милицией и насильно помещен в психиатрическую больницу в городе Нукус за 130 км от его дома. Там его продержали 26 суток и вводили психотропные препараты. Ему не сообщили ни диагноз, ни названия лекарств. Активист отмечает антисанитарию в заведении, которое к тому же было переполнено пациентами. Он вышел на свободу 1 декабря 2019 года.
После освобождения Матякубов пожаловался на фактический арест. Его почти сразу же снова задержали и отправили обратно в психиатрическую больницу в Нукусе. На этот раз его там продержали 10 суток.
В интервью узбекской службе радио «Свобода» эти факты не счел достойным внимания член парламентской Комиссии по соблюдению конституционных прав и свобод человека, руководитель Общества прав человека «Эзгулик» Абдурахман Ташанов.
«Последний случай был связан с Оллашукуровой. Я лично занимался ее делом. Но последние два года в Узбекистане подобные случаи не наблюдались», —сказал Ташанов журналистам.
Ранее ACCA писал о международной кампании за освобождение блогерки Нафосат Оллашукуровой, которая два месяца в 2019 году принудительно содержалась в психоневрологическом диспансере за освещение акций протеста.
В отчете Узбекского форума детально описаны другие кейсы жертв карательной психиатрии — правозащитницы Елены Урлаевой, журналистов Дильмурода Саида и Джамшида Каримова, фермера Аликула Сарымсакова.
В отчете резюмируется: Узбекистан получил много похвал за декларируемую приверженность делу улучшения положения в области прав человека. Однако примеры показывают, что его граждане по-прежнему очень уязвимы для произвольных задержаний и запугивания. Немецкие правозащитники допускают, что «гораздо больше граждан Узбекистана подвергают себя цензуре, чтобы избежать такой же участи».







Оставьте отзыв об этом