Казахстанское международное бюро по правам человека (КМБПЧ) обратилось с официальным заявлением к казахстанским властям, требуя прекратить дискриминацию феминисток.
Как отмечается в заявлении, поводом для такого обращения послужили атаки на участниц и участников мероприятий фем-инициативы «Feminita», произошедшие в стране в мае и июле текущего года.
Первый инцидент произошел 29 мая в городе Шымкенте, где должна была пройти встреча активистов неправительственной организации Казахстанская феминистская инициатива «Феминита». Собрание, по словам инициаторов встречи, должно было быть посвящено вопросам прав ЛБТК-женщин (ЛБТК — лесбиянки, би, трансгендеры и квиры). Отметим, что собрание должно было пройти в коворкинге, однако владельцы помещения в последний момент отказали Feminita в аренде зала, хотя была внесена предоплата. Тогда участницы встречи отправились в ближайшее кафе, но там их ожидала толпа агрессивно настроенных мужчин, которая сорвала эту встречу. Отметим, что на месте происшествия присутствовал представитель полиции. Однако вместо того, чтобы призвать агрессивно настроенных мужчин к порядку, полицейский, напротив, силой вытащил инициаторов проведения тренинга – руководительниц «Feminita» из Алматы Гульзаду Сержан и Жанару Секербаеву на улицу, затем посадил их в машину и увез. Во время этой потасовки Жанар Секербаева случайно сорвала с полицейского погон. В результате на женщин было заведено уголовное дело по статье «Оскорбление представителя власти».
Второй аналогичный инцидент произошел 29 июля в Караганде. Там также должно было пройти собрание, посвященное правам женщин и представителей ЛГБТИК-сообщества (ЛГБТИК — лесбиянки, геи, бисексуалы, трансгендеры, интерсекс-люди и квиры). Однако за пару дней до встречи владельцы помещения, также как это было в Шымкенте, отказали «Feminita» в аренде зала. Организаторы в срочном порядке нашли другое место для встречи и его адрес держали в строжайшем секрете. На встречу пришли 11 девушек и 3 парней. Не прошло и часа, как возле здания, где проходил тренинг, собралась толпа разгневанных мужчин, требовавших сжечь участников собрания.
«Еще до того, как собралась толпа, заместитель мэра города Нурлан Бикенов и руководитель отдела внутренней политики Ляззат Акильжанова потребовали прекратить мероприятие. Когда участницы и участники мероприятия проходили в автобусы через коридор полиции, они подвергались оскорблениям и ударам со стороны собравшихся. При этом полиция не усмотрела «на месте происшествия фактов нарушения общественного порядка и массовых беспорядков». Более того, в своем пресс-сообщении полицейские открыто называют участников Feminita «представителями ЛГБТ-сообщества», очевидно, с негативным и стигматизирующим оттенком», — отмечают по этому поводу в КМБПЧ.
При этом правозащитники считают, что обе атаки (и в Шымкенте, и в Караганде) и бездействие сотрудников полиции наводят на мысль, что они имели спланированный, а не спонтанный характер, возможно, при непосредственном участии представителей власти.
«Нередко в различных регионах страны участницы феминистских организаций и представители ЛГБТИК-сообщества подвергаются дискриминации и травле со стороны местного населения, на что органы власти и полиции в лучшем случае не реагируют, а в худшем могут быть не только вовлечены в кампанию агрессии, но и стоять за организацией травли, как это зачастую происходит в отношении активистов оппозиции, независимых журналистов и правозащитников. Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности крайне обеспокоено и возмущено сложившейся ситуацией. Мы требуем немедленного расследования и реакции местных властей на подобное нарушение прав человека. В случае, если нападение в Караганде не будет расследовано и не получит должной оценки, наши подозрения в том, что за ним могут стоять органы власти, получат дополнительные подтверждения», — отмечает КМБПЧ в своем заявлении.







Оставьте отзыв об этом