Депутаты кыргызского парламента на заседании 22 июля поддержали в трех чтениях проекты Уголовно-процессуального кодекса, Уголовного кодекса и Кодекса о правонарушениях. Это законодательство, активно критикуемое правозащитниками, должны ввести в действие с 1 сентября.
Внесение поправок в кодексы официально было инициативой Генеральной прокуратуры. Однако, как сообщал СМИ прокурор управления по надзору за оперативно-розыскной деятельностью и следствием Генпрокуратуры Сирожиддин Камолидинов, законопроект «спустили» из Аппарата президента.
Он пояснял, что из ныне работающей системы останется Единый реестр преступлений и проступков, но он будет теперь называться ЕРП — исключаются проступки. Кроме того, с момента регистрации преступлений формируется электронное дело наряду с бумажным.
Также кодексы возвращают доследственную проверку — она будет длиться 10 дней, с возможностью продления еще на 10 дней. После будут приниматься решения об отказе или возбуждении уголовного дела.
«Мы хотим исключить тот факт, что человек сразу же становится подозреваемым. И это делается ради соблюдения прав человека. Это вводится для экономии времени следствия, чтобы сразу же не проводился полный спектр мероприятий. У следствия появится конкретный срок завершения расследования, сейчас этого нет, он составит два месяца, и следователь должен принять решение: закрыть дело или направить в суд», — рассказал представитель Генпрокуратуры.
Вместе с тем, активисты и эксперты просили депутатов не принимать данные кодексы, чтобы не допустить откат в сторону тоталитаризма.
В частности, с отдельным обращением выступала Коалиция против пыток в Кыргызстане. В первую очередь правозащитники отметили, что новые кодексы разрабатывались без вовлечения широкого круга экспертов и гражданского общества.
«Это практически перечеркивает весь прогресс, достигнутый Кыргызстаном за последние годы в области прав человека и основных свобод. Предложенные проекты кодексов возвращают негативную практику карательного правосудия, закреплённая ранее в процессуальном законодательстве постсоветского периода (1999 года), которая является более репрессивным в отношении простых граждан, предпринимателей, бизнеса, медиа-сообщества и гражданского сектора», — считают авторы обращения.
Уточняется, что если действующие Уголовный и Уголовно-процессуальные кодексы (2017 года) разработаны с учетом принципов верховенства закона и обеспечивают высокий уровень защиты прав человека и основных свобод в уголовном судопроизводстве, закрепленных в международных документах в области прав человека, то многие нормы предлагаемых законопроектов, идут в разрез международным обязательствам страны по ратифицированным документам в области прав человека.
Коалиция против пыток выразила свою серьезную озабоченность тем, что предлагаемые законопроекты серьезно ухудшают защиту прав человека, гарантированных Конституцией КР. В том числе и свободы от пыток: в проект УПК введена стадия доследственной проверки, исключены отдельные права подозреваемого, ухудшены права потерпевшего.
«Стадия доследственной проверки не обеспечивает механизмы эффективного расследования пыток и ведет к нарушению принципа равенства сторон в уголовном процессе и создает серьезные риски для быстрого и эффективного расследования пыток и жестокого обращения. Эта процедура проверки заявления о применении пыток в рамках досудебного производства, регулируемая частично УПК делает отсылку на Закон КР «Об оперативно-розыскной деятельности», предусматривает только полномочия правоохранительных органов, но не прописывает права заявителя и, следовательно, не отвечает общепринятым требованиям эффективного и тщательного расследования», — говорят правозащитники.
Также отмечается, что новый УПК ставит в уязвимое положение независимость органа расследования по пыткам.
«Орган или лицо, проводящее расследование, должно быть независимым, как с формальной, так и с практической точки зрения и в первую очередь должна обеспечиваться независимость следователей от лиц, предположительно виновных в применении пыток. Если расследование жалобы на пытки проводит лицо, осуществляющее уголовное преследование предполагаемой жертвы пыток, то такое расследование считается не соответствующим принципу независимости и беспристрастности», — отмечают в Коалиции против пыток.
По новому же УПК заявление или жалоба в применении пыток лица, обвиняемого в совершении преступление будет рассмотрено тем же органом прокуратуры, который будет поддерживать государственное обвинения в суде.
«Данный механизм ни в коей мере не способствует эффективности расследовании жалоб на пытки в принципе, и фактически проверка жалобы на применение пыток осуществляется в нарушении принципа независимости. Так, органы прокуратуры, ведущие надзор за следствием и органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, обязаны реагировать на применение пыток во время проведения следствия по уголовному делу, по которому ведется досудебное производство. Кроме этого, при расследовании общеуголовных преступлений сотрудники прокуратуры тесно взаимодействуют с сотрудниками ОВД. Таким образом, соединение функции расследования пыток и поддержание государственного обвинения, а также тесное взаимодействие с сотрудниками милиции оказывает негативное влияние на независимость расследования пыток», говорят правозащитники.
«При наличии таких фундаментальных причин невозможно осуществить независимое и эффективное расследование по жалобам на пытки», — считают они.
Также внимание уделено тому, что по новым кодексам практически все уголовные дела, связанные с семейным и гендерным насилием, подпадают под дела частно-публичного обвинения, что создают серьезные риски оказания давления на потерпевших лиц со стороны виновных лиц и сокращения числа обращений жертв домашнего насилия в правоохранительные и судебные органы. Эти нормы, подчеркивают в Коалиции против пыток, противоречат обязательствам государства по ратифицированным документам, в том числе Международного пакта о гражданских и политических правах, Конвенции против пыток, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Конвенции о правах ребенка.







Оставьте отзыв об этом