Коалиция против пыток в Кыргызстане опубликовала годовой отчет по итогам деятельности. Авторы документа отметили позитивные перемены в части борьбы с пытками, но в то же время констатировали, что практика применения пыток в Кыргызстане остается распространенной.
Составители доклада обозначили причины, которые препятствуют искоренению пыток. В частности, это связано с тем, что определение «пытки», данное в статье 143 УК КР, по-прежнему не приведено в соответствие со статьей 1 Конвенции против пыток. Субъектами преступления являются только должностные лица. Соответственно УК КР не предусматривает уголовную ответственность за применение пыток других лиц, «выступающих в официальном качестве». Это позволяет избежать ответственности за применение пыток большого круга потенциальных пытателей.
Кроме того, действующее законодательство республики устанавливает необходимость компенсации морального вреда, однако не регламентирует процедуру расчета величины морального ущерба, а размер компенсаций не соответствуют критериям разумности и справедливости.
«Также искоренить порочную практику пыток не дает тот факт, что власти часто проводят неэффективное расследование заявлений о применении пыток. В результате, многие пытатели остаются безнаказанными. Помимо этого, жалобы людей, находящихся в местах лишения и ограничения свободы, на незаконное применение насилия зачастую невозможно проверить и зафиксировать доказательства. Также существуют определенные трудности, связанные с незамедлительным и беспрепятственным доступом адвоката к задержанному лицу на практике», — указывают авторы доклада.
В документе указаны препятствия, чинимые властями в процессе защиты жертв пыток:
— регистрация заявлений и сообщений о применении пыток;
— отказ следователей рассматривать как доказательства заключения экспертов об имеющихся повреждениях у жертв пыток;
— необоснованное затягивание досудебного производства;
— игнорирование следователями ходатайства адвокатов о производстве дополнительных следственных действий;
— необеспечение мер безопасности жертв пыток;
— несвоевременное назначение адвоката, привлечение государственных защитников не из реестра, прием и оформление отказа подозреваемого от адвоката.
А также нарушения, существующие в сфере медицинского документирования пыток:
— необеспечение медицинского осмотра лиц, водворяемых в ИВС;
— нарушение сроков (в течение 12 часов) судебно-медицинской экспертизы при заявлении о применении пыток;
— создание следователями препятствий для обследования лица, содержащегося в СИЗО, о пытках. Отказ в доступе к независимым медицинским специалистам (психиатру).
Организации Коалиции против пыток проводили гражданский мониторинг мест лишения и ограничения свободы. По его результатам отмечено, что несмотря на многочисленные и ежегодные рекомендации, условия содержания заключенных в ИВС в республике не соответствуют предъявляемым требованиям.
«Практически во всех зданиях ИВС недостаточное освещение, отсутствуют индивидуальные кровати и постельные принадлежности. По данным ОО «Союз Единения», в ИВС Таласской области сплошной деревянный настил, где каждый содержащийся имеет только свой матрац и одеяло, без постельного белья. В отдельных ИВС существуют проблемы системы вентиляции и неподготовленности к зимнему сезону, помещения зачастую подвальные либо полуподвальные, устаревшие или нерабочие санитарные узлы. Во многих ИВС отсутствуют зимние душевые кабины, что противоречит Правилам внутреннего распорядка изоляторов временного содержания. А в Джалал-Абадской области отмечается отсутствие среди сотрудников ИВС ОВД женского пола. В ИВС ОВД Баткенской области все камеры переполнены», — пишут составители отчета.
В период распространения короновирусной инфекции организации-члены Коалиции оказывали содействие в предотвращении заражений сотрудников и содержащихся лиц.
«В процессе мониторинга были проведены несколько визитов по соблюдению медико-санитарных условий. По результатам посещений, было выявлено, что самыми уязвимыми в плане распространения COVID-19 являются ИВС Джалал-Абадского ГОВД, Майлуу-Суйского ГОВД и Токтогульского РОВД, где был выявлен вирус», — говорится в докладе.
Кроме того, во время мониторинга в ИВС Узгенского РОВД и в ИВС Алайского РОВД были обнаружены просроченные медикаменты. А во время специальных посещений ИВС ОВД сотрудниками правозащитной организации «Справедливость», было выявлено отсутствие санитарных обработок. Во всяком случае, как отмечают авторы документа, отметок в журнале СЭС о санитарных обработках не было.
В Коалиции против пыток также называют большой проблемой отсутствие следственных изоляторов.
«Вследствие отсутствия СИЗО, подследственных нередко отправляют в изоляторы временного содержания. Однако условия изоляторов не предназначены для длительного пребывания и зачастую они переполнены – все это расценивается как нарушение стандартов надлежащего обращения», — говорится в отчете.
При этом, правозащитники отмечают превышение сроков задержания. Так по итогам посещений правозащитной организацией «Справедливость» было выявлено, что рекомендации по регистрации в журнале лиц, поступивших в ИВС с указанием времени фактического задержания, не выполняются.
«Согласно УПК КР, задержанный в течение 3 часов должен быть водворен в ИВС или отпущен. Именно этот период времени отличает максимальная вероятность применения пыток или другого жестокого обращения с задержанными. Поэтому заполнение журнала прибытия задержанных важно для мониторинга и предупреждения пыток», — указано в документе.
По итогам посещений организациями-членами Коалиции были выявлены нарушения по срокам пребывания, содержащихся в зданиях ИВС от 3-х недель до 6-ти месяцев. В ИВС Кызыл-Кийского ГОВД задержанные пребывали более 6-ти месяцев. Согласно проведенного мониторинга за октябрь 2020 года в ИВС Таласского УВД выявлены 14 лиц, которые находятся в учреждении с августа по октябрь от 2-х недель до 3-х месяцев. В ИВС Кара-Бууринского РОВД выявлено 8 лиц, ожидающих судебные решения от 2-х недель до 6 месяцев.
Вместе с тем, подчеркивают авторы доклада, условия изоляторов не предназначены для длительного пребывания, и задержанным физически и психологически сложно находиться в этих помещениях. Некоторые задержанные не выдерживали этих невыносимых условий и соглашались со следствием, давали признательные показания, для того чтобы их быстрее этапировали в СИЗО, либо предлагали для этого взятки, отмечается в документе.







Оставьте отзыв об этом