20.08.2022
Казахстан Новости Пытки Пытки Казахстан Статьи Цензура Цензура Казахстан Центральная Азия

Казахстан: правозащитники возмущены реакцией МИД на резолюцию Европарламента

Неправительственные организации Казахстана, правозащитники и активисты возмущены реакцией Министерства иностранных дел республики на резолюцию Европарламента о нарушениях прав человека в Казахстане.

По словам известной правозащитницы Елены Семеновой, она не согласна с оценкой казахстанского МИДа о том, что резолюция Европарламента предвзятая и искажает реальную ситуацию с правами человека в стране.

«Я, Елена Семенова, правозащитник, руководитель организации «Мы против пыток» за свою правозащитную деятельность неоднократно преследовалась представителями власти со стороны сотрудников Комитета уголовно-исполнительной системы и следственных органов. Против меня дважды возбуждались уголовные дела. Я неоднократно получала сообщения о возможных провокациях со стороны сотрудников этих учреждений. Мой дом пытались поджечь, закидывая коктейль Молотова. За последний год против меня было подано 11 исков по защите деловой репутации со стороны исправительных учреждений. Осужденные, которые обращаются ко мне за помощью по факту применения к ним пыток и жестокого обращения, привлекаются к административной ответственности за клевету.  Я обращаюсь к депутатам Европарламента и заявляю о том, что в Казахстане действительно есть пытки и жестокое обращение. Казахстан не реализует свои обязательства в области прав человека. Прошу оказать содействие в связи с нарушением прав человека и ввести персональные санкции в отношении всех виновных лиц», — заявила Семенова в своем открытом обращении к депутатам Европарламента.

В свою очередь правозащитница, гражданский активист Бахытжан Торегожина направила письмо главе Представительства Европейского Союза в Казахстане послу Свен-Олову Карлсону, в котором попросила аудиенции для себя и своих коллег, с тем чтобы обсудить список чиновников Казахстана, в отношении которых Европарламент должен ввести санкции за нарушение прав человека.

«Мы хотим убедиться в ваших намерениях и заручиться поддержкой в продвижении реализации резолюции в Казахстане. Также обсудить список нурчиновников, в отношении которых мы бы хотели видеть санкции», — написала Торегожина.

Напомним, 12 февраля Европарламент принял большинством голосов резолюцию «О ситуации с правами человека в Казахстане». «За» проголосовали 598 из 693 евродепутатов. «Против» — 43. 52 члена Европарламента воздержались.

Голосованию предшествовали дебаты, которые продолжались почти 50 минут. Большинство из 20 выступивших евродепутатов высказывались в пользу документа.

«В последнее время в Казахстане отмечается вызывающее беспокойство ухудшение общей ситуации с правами человека и подавление организаций гражданского общества», — отмечается в документе.

В нем также говорится, что Европарламент настоятельно призывает правительство Казахстана действовать в соответствии со своими международными обязательствами и уважать права человека и основные свободы; призывает власти Казахстана соблюдать международные стандарты в отношении проведения выборов и выполнять рекомендации БДИПЧ, в том числе касающиеся конституционно гарантированных основных свобод, участия гражданского общества, политического плюрализма и т.д.

Выступавшие на дебатах евродепутаты напомнили, что Казахстан взял на себя множество обязательств в области прав человека, в том числе во время заключения расширенного соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС. Это соглашение было подписано в 2015 году и вступило в силу в марте 2020 года. Но как заявил член ЕП Петрас Аустревичюс, «несмотря на обещания казахстанских властей» учесть рекомендации различных международных организаций и институтов, «нарушения прав человека в стране происходят ежедневно».

Евродепутаты раскритиковали прошедшие в Казахстане в январе парламентские выборы, отметив, что «избиратели остались без реального выбора в отсутствие реальной политической конкуренции и политических оппозиционных групп, поскольку в стране с 2013 года не зарегистрировали ни одной новой партии». В документе отмечается также, что в день выборов в «10 разных городах задержали не менее 350 мирных протестующих».

Были также подняты вопросы о расследовании гибели в начале 2020 года в СИЗО активиста Дулата Агадила и смерти его сына Жанболата Агадилова.

Депутат Ева Божена Копач сообщила о смертях в прошлом году Аманбике Хайролла, Серика Оразова и Гарифуллы Ембергенова, которые скончались после того, как «были подвергнуты огромному политическому давлению».

«Власти препятствуют справедливому и прозрачному расследованию этих смертей, и ни один из преступников не был привлечен к ответственности», — заявила Копач.

В свою очередь депутат Начо Санчес Амор выразил мнение, что «переход к демократическому обществу в Казахстане потерпел неудачу не вчера, а годы тому назад».

Виола фон Крамон-Таубадель подчеркнула, что все надежды на демократизацию Казахстана были «раздавлены диктатурой Нурсултана Назарбаева».

«Во время его правления не были проведены ни одни справедливые выборы, коррупция процветала, свобода слова жестко ограничивалась, представителей оппозиции отправляли в тюрьму, протесты рабочих жестоко подавлялись, а журналистов запугивали и убивали. Преемник Назарбаева президент Касым-Жомарт Токаев пообещал, что будет лучше справляться с так называемой «контролируемой демократизацией». Однако недавнее ухудшение ставит под вопрос усилия нового президента», — отметила Крамон-Таубадель.

В итоговом тексте резолюции было отмечено также, что в 2020 году власти возбудили более 38 уголовных дел против журналистов за предполагаемое совершение таких преступлений, как распространение ложной информации. Кроме того, в документе нашли отражения недавние события с нарушениями прав главного редактора газеты «Уральская неделя» Лукпана Ахмедьярова. Кроме того, в резолюции упоминаются оппозиционные движения «Көше партиясы» и «Демократический выбор Казахстана», «запрещенные секретными судебными решениями, причислившими их к «экстремистским организациям»». В резолюции говорится о 17 лидерах «Көше партиясы», которым «грозят длительные тюремные сроки», а также о 26 «политзаключенных, которые стали жертвами политических преследований в связи с тем, что поддерживали эти движения».

«Пришло время призвать к ответу казахстанское руководство. У нас есть глобальный режим санкций в сфере прав человека. Давайте его использовать», — призвала коллег Виола фон Крамон-Таубадель.

Между тем, в Министерстве иностранных дел Казахстана заявили, что резолюция была инициирована «недружественно настроенными политиками, подпитываемыми сфальсифицированной информацией деструктивных кругов».

«Казахстан целенаправленно и поступательно реализует свои обязательства в области прав человека. Президент Касым-Жомарт Токаев запустил широкомасштабные политические реформы в соответствии с провозглашенной им концепцией «слышащего государства». Учитывая то, что государства-члены Европейского союза поддерживают инициированные главой государства реформы, данный документ Европарламента вызывает полное недоумение и непонимание относительно достоверности сведений, использованных при его подготовке», — заявил официальный представитель МИДа Айбек Смадияров.

В свою очередь глава Казахстанского международного бюро по правам человека Евгений Жовтис напомнил, что за последние 20 лет Европарламент принимал в отношении Казахстана порядка 13 резолюций.

«Это уже 14, если не ошибаюсь. Не все резолюции, конечно, касались Казахстана напрямую. 3-4 из них были о ситуации с правами человека в Центральной Азии в целом. Резолюции были разными. Одни из них касались событий, к примеру, по Жанаозеню. Другие — по конкретным случаям, к примеру, по закрытию движения «Демократический выбор Казахстана», по Максу Бокаеву, по Владимиру Козлову», — отметил Жовтис.

При этом он подчеркнул, что все эти резолюции содержали в себе какие-то общие рекомендации.

«Последняя резолюция была принята в 2019 году, но потом у нас сменилась власть. Пришел новый президент — бывший министр иностранных дел, бывший заместитель генерального секретаря ООН, и пошли обещания: мы сделаем то-то, обеспечим то-то. Но что было сделано? Мы признали экстремисткой организацию «Көше партиясы», у нас были выборы без оппозиции, злоупотребили антиэкстремистским законодательством, мы прессуем мирных протестующих, у нас, как на дрожжах, растет количество политических заключенных, мы приняли закон о мирных собраниях, который не соответствует международным нормам и т. д. И вот это все привело к появлению этой резолюции», — полагает Жовтис.

Напомним, в ноябре прошлого года три международные правозащитные организации призывали правительства США, Великобритании, Канады, Эстонии, Латвии и Литвы применить санкции к первому президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву, а также к ряду других высокопоставленных чиновников Казахстана в рамках их санкционного законодательства по Глобальному Акту Магнитского.

Оставьте отзыв об этом

  • Актуальность
  • Полезность

ПЛЮСЫ

+
Добавить поле

МИНУСЫ

+
Добавить поле
ACCA

administrator
Аналитический центр по Центральной Азии (АССА) – это группа профессиональных журналистов, которые работают в Центральной Азии. Мы освещаем все случаи нарушения прав человека в Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане. Размещаем новости без цензуры и подаем информацию в том виде, как она есть. Каждый материал проходит тщательную проверку перед публикацией, с целью убедиться в его достоверности. Все новости от ACCA.media доступны вам, как на сайте, так и в соцсетях – подписывайтесь на нас и следите за новыми публикациями. Контакты, по которым вы можете прислать свою новость или связаться с журналистами: info@acca.media

К нам за помощью может обратиться любой человек из стран Центральной Азии, который считает, что его права нарушены

Skip to content