Задержанному блогеру Отабеку Сатторий следователи за три дня своей работы решили предъявить обвинение по второй части статьи 165 «Вымогательство» Уголовного кодекса, влекущее лишение свободы на срок от 10 до 15 лет. В начале следствия рассматривалось более «легкое» наказание — ограничение свободы до 5 лет либо заключение на тот же срок.
Ранее ACCA писал о задержании блогера из Сурхандарьинской области, известного критикой местных властей. Следственный департамент МВД Узбекистана предъявил Сатторий обвинения в вымогательстве наличных и мобильного телефона у неизвестных людей.
Расследование журналистов полностью опровергают эти обвинения. Журналист независимого онлайн-издания «Asiaterra» восстановил картину произошедшего. 29 декабря 2020 года блогер вместе с журналистом издания «Effect.uz» Фарходом Исмаиловым снимали репортаж о ценообразовании на рынке в райцентре Шерабад. В результате потасовки с неизвестными, Отабеку разбили мобильный телефон; нападавшим не понравились съемки. Наблюдавший атаку местный участковый никак не отреагировал на ситуацию. Затем они вдвоем отправились к хокиму Зиёдулле Давлатову и сообщили об инциденте. В телефонном разговоре с главой района руководитель администрации рынка заверил, что возместит ущерб, но впоследствии просто написал донос на Отабека.
Мирное разрешение конфликта устроило журналиста и блогера, который не стал писать заявление в ОВД. Это обстоятельство и стало отправной точкой в формальном уголовном преследовании Отабека. 29 января ему привезли пакет с телефоном. Как только он вышел со свертком из автомобиля, его окружили оперативники.
Сотрудники не знали о камере видеонаблюдения и поэтому не спешили уезжать, предварительно заблокировав ворота дома.
Журналисту «Asiaterra» родственники арестованного блогера рассказали, что он находится в следственном изоляторе Термеза. По свидетельству адвоката Шавката Шакирова, за трое суток ареста у Отабека сменилось три следователя, особенно запомнился своей бесцеремонностью первый из них — следователь из областного УВД Феруз Алибаев.
«Это был какой-то погром, как будто рецидивиста искали, — рассказывает отец арестованного. — Через 5 часов после ареста Отабека, было уже около 22 часов, в дом ворвалось человек двадцать с понятыми. Наспех зачитали 165 статью, мельком показали санкцию прокурора на обыск, и начался какой-то кошмар, весь дом перевернули вверх дном, даже в женских вещах копались. Забрали два рабочих компьютера сына, два процессора, пять флэшек, портфель с документами, все рабочие бумаги. Никак не можем понять, для чего им понадобился детский планшет, тем более пять курток Отабека?..».
Вторая часть статьи 165 говорит об опасном рецидивисте, действующем в составе организованной группы. Младшая сестра блогера Фарангиз Алимова считает, что брата решили убрать подальше по той причине, что в скором времени в регион якобы намечается визит президента Шавката Мирзиёева и чрезмерная активность Отабека, выявляющего различные недостатки и коррупционные явления, местному начальству ни к чему.
Она также уверена, что всё происходящее вокруг ее брата – сценарий, подготовленный административной властью Шерабадского района. По ее утверждению, один из дежуривших на улице силовиков постоянно вел телефонные переговоры с главой этого района, отчитываясь о ситуации чуть ли не через каждые десять минут.
Журналиста издания «Effect.uz» Фархода Исмаилова ждет, по словам Фарангиз, обвинение «в предварительном преступном сговоре с целью обогащения». У него дома тоже был проведен обыск, но он остается на свободе. Следователь Хушбаков и судья Юлдашев ограничились тем, что указали его в своих решениях и определении как «лицо, личность которого установить не удалось».
Как заявил журналисту ACCA не назвавший свое имя из-за соображений безопасности коллега из «Asiaterra», налицо очередная провокация с использованием административных ресурсов давления на активных членов общества.
«Будь это журналисты, блогеры или правозащитники, имеющие собственную, отличную от диктуемой сверху, точку зрения на социально-экономические проблемы, — отметил журналист. — В наспех состряпанном против сурхандарьинского блогера Отабека Сатторий уголовном деле присутствует весь «букет» процессуальных и прочих нарушений, используемых властями против «строптивых» активистов».
Журналист подчеркнул, что, учитывая тот факт, что любящий «совать нос не в свое дело» общественник давно уже раздражал олигархов из местных органов власти, подобный финал вполне предсказуем и вписывается в классическую схему преследований по профессиональной деятельности.
«Если организаторы этого шоу-судилища не побрезговали инкриминировать блогеру «тяжелую» статью, «запамятовав» при этом пригласить в суд второго участника «преступного сговора», то стоит ли вообще вспоминать о законе», — добавил он.
В комментарии изданию «Gazeta.uz» адвокат отметил, что Отабек Сатторий категорически не признаёт вину «ни по части 1, ни по части 2 статьи 165 УК».
«Здесь речь идёт о возмещении ущерба. Если бы Отабек был простым гражданином, а не блогером, то, как мы видим на практике, уголовное дело не возбуждается. Это считается делом в рамках гражданско-правовых отношений. Что касается телефона, то во время съёмки рынка у него забрали телефон, который затем был повреждён. Отабек обратился к хокиму Шерабадского района о повреждении его телефона. Ему пообещали решить вопрос. Говорят про шантаж, но на самом деле никакого материала про шантаж нет. Что он может опубликовать в соцсетях, если видео, которое он заснял, удалили?» — заявил он.
Адвокат заявил, что в отношении Отабека Сатторий не применяется сила, но при этом после его задержания заместитель начальника ОВД заявил, «такое происходит, когда вмешиваешься в политику, можем посадить в любое время».
Ещё до заключения под стражу и уголовного дела о вымогательстве, Отабек Сатторий во время видеоэфира рассказал, что его пытаются посадить на 15 суток. Оперативно на ситуацию отреагировал посол Великобритании, написав в Twitter.
«Если нет убедительных доказательств вымогательства, то этот арест не только тревожный, но и ещё одно действие, подрывающее свободу слова, написал дипломат. — Важно, чтобы правоохранительные органы выполняли свою работу и защищали общественность, но также важно, чтобы они предоставляли доказательства того, что это не просто арест за критику».
«Власти Узбекистана должны незамедлительно освободить блогера Отабека Сатторий и снять с него сфабрикованные обвинения», – заявила 8 февраля Гульноза Саид, координатор программы CPJ по Европе и Центральной Азии.







Оставьте отзыв об этом