На фоне событий в Беларуси, МВД Узбекистана оперативно разместило для обсуждения законопроект о митингах, собраниях и демонстрациях. Документ открыт для обсуждения до 2 сентября.
Над текстом проекта юристы ведомства еще работали, но массовые выступления жителей Беларуси скорее всего, вынудили спешно опубликовать его. В силу этого большинство положений законопроекта носят ограничительный характер. Существенным представляется только упоминание понятий митинга, демонстрации, собрания, уличного шествия, пикета и флешмоба. Это уже вторая законодательная инициатива МВД, первый законопроект был опубликован 12 июня 2019 года и как недоработанный потом снят с обсуждения.
По мнению эксперта ACCA, «за оставшиеся дни до окончания срока рассмотрения даже содержательная дискуссия не изменит позицию МВД. При дальнейшем обсуждении в парламенте депутаты ограничатся непринципиальными замечаниями и примут закон».
Наиболее деятельными в проведении публичных акций в Узбекистане пока остаются независимые инициативные группы активистов. По новому закону они не могут быть организаторами, так как не имеют регистрации в Минюсте. По этому аргументу силовиков, правозащитники для закона станут маргиналами и приравнены к лицам, признанных судом недееспособными, состоящими на учете в психиатрических или наркологических учреждениях.
Ограничения по времени и по местам убивают смысл проведения каких-либо уличных мероприятий. Проводить митинги разрешено только по рабочим дням недели в период с 10:00 до 18:00 и не дольше двух часов. Участники митинга не должны находиться ближе, чем за 300 метров от:
административных зданий органов государственной власти и управления, органов исполнительной власти на местах, правоохранительных органов, военизированных, особо важных и категорированных объектов; зданий зарубежных дипломатических представительств и международных организаций; зданий судов и учреждений по исполнению наказания; зданий, сооружений и территорий, относящиеся к воздушному, железнодорожному, водному и автомобильному видам транспорта; территорий, относящиеся к пограничным зонам и особым видам охраны; зданий и территорий, занимаемых социальными объектами (образовательные, медицинские, детские и иные учреждения); мест захоронения и религиозных организаций; зданий, занимаемых средствами массовой информации; памятников истории и культуры; зданий и территорий, относящихся к объектам частной собственности.
«То есть собираться людям, чтобы показать общественную значимость мероприятия, практически негде. Изначально протестующих намерены вытеснить к городским окраинам, где их проще контролировать и при необходимости быстро заблокировать. Для узбекских властей явно видна опасность уличного противостояния в Минске», — отмечает эксперт ACCA.
Чтобы получить разрешение на организацию митинга, следует подать заявление в письменной или электронной форме в орган исполнительной власти на местах не позднее 15 рабочих дней до дня его проведения. К заявке нужно указать вид общественного мероприятия, его цель, маршрут, дату и место проведения мероприятия, приблизительное количество участников, список агитационных материалов.
Организаторы обязаны сообщить в заявке свои имена, адреса и телефонные номера, а также указать источники финансирования.
Для сравнения, минимальный срок подачи уведомления в Казахстане — 5 рабочих дней, в России – от 3 до 10 дней, а по одиночному пикету уведомление не требуется.
В комментариях под законопроектом прямо указывается на запретительные и при этом заведомо невыполнимые требования, особенно в части проведения митинга на расстоянии в 300 метров от ряда объектов, 2 часа на проведение и т.п.
Не обоснован с юридической точки зрения запрет на проведение митингов и демонстраций за день до и день после выборов. Действие закона не распространяется на митинги политических партий и религиозных организаций. Приводимые в законопроекте основания для прекращения собрания или митинга намеренно не конкретизированы, создают основу для широкого и произвольного их толкования.
Много возражений по времени, что не гарантирует соблюдения прав всех граждан на проведение митингов и собраний. Также требуется смягчить юридические последствия участия работника в митингах, митингах и демонстрациях в рабочее время.
Выводы оппонентов неутешительны для гражданского общества: принятие закона в его текущем виде без дополнительного правового анализа закономерно вызовет возражения со стороны международных правозащитных организаций. Произвольное толкование закона сотрудниками МВД непременно приведет к злоупотреблениям и насилию. Один из комментаторов прямо возмутился законом фактически о запрещении митингов, проводя аналогию с советским прошлым.
Ранее ACCA писал о сетевом активисте Максиме Черникове. Он обращался в виртуальную приёмную президента, Минюст, МВД и хокимият г. Ташкента с вопросом о проведении митингов. В итоге — митинги не разрешены, причем в ответе МВД фигурировал законодательный акт от 1988 года.







Оставьте отзыв об этом