На портале открытых нормативно-правовых актов в Казахстане завершилось общественное обсуждение Концепции проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы и противодействия коррупции». Данную концепцию, судя по реакции, люди посчитали слишком мягкой для того, чтобы победить коррупцию.
Проект закона состоит из 13 пунктов, направленных на совершенствования антикоррупционного законодательства.
Первый пункт, посвященный усилению ответственности за коррупцию сотрудников силовых органов и судей, гласит:
«Судьи наряду с депутатами парламента, политическими госслужащими либо госслужащими корпуса «А» отнесены к категории «лицо, занимающее ответственную государственную должность». Для судей уголовная ответственность за коррупционные преступления должна быть строже, так как судьи принимаются судьбоносные решения, обязательные для исполнения всеми государственными органами, их должностными лицами и гражданами».
Следующий пункт посвящен созданию института проверки на добропорядочность для сотрудников правоохранительных и контрольно-надзорных органов, который станет по замыслу авторов законопроекта, эффективным механизмом в противодействии коррупции.
«Помимо проведения проверки на добропорядочность только с санкции суда, необходимо законодательно установить и другие гарантии защиты от злоупотребления. К примеру, ограничение периода проверки, запрет на повторное проведение проверки в отношении одного и того же лица в течение определенного промежутка времени. Также следует исключить уголовное преследование проверяемого лица. При этом в отношении лиц, не прошедших проверку на добропорядочность, целесообразно установить запрет на занятие государственных должностей либо должностей, связанных с выполнением государственных или приравненных к ним функций, в течение последующих трех лет», — отмечается в Концепции.
Третий пункт особо интересен, так как подразумевает отмену кратного штрафа для лиц, совершивших особо тяжкие коррупционные преступления.
«Сегодня ситуация такова, что наказание в виде кратного штрафа не всегда является сдерживающим фактором для коррупционеров, поскольку их потенциальный нелегальный заработок зачастую превышает сумму уплаченного штрафа. То есть, штраф стал восприниматься как своего рода «коммерческий риск». Эксперты ОЭСР считают введение в Казахстане кратных штрафов за получение и дачу взятки за коррупцию относительным ослаблением санкций. Исходя из этого, экспертами ОЭСР выработаны для Казахстана новые рекомендации о пересмотре санкций за коррупционные преступления с целью обеспечения их действенности и пропорциональности, в том числе предусмотрев: обязательное лишение свободы за особо тяжкие коррупционные преступления, исключение возможности применения менее строгого вида наказания, чем лишение свободы при осуждении за коррупционные преступления. В этой связи, предлагается исключить применение кратных штрафов за особо тяжкие коррупционные преступления, — предлагают разработчики.
Четвертым пунктом предлагается криминализировать обещание дачи взятки и обещание принятия взятки. Пятым пунктом — распространить понятие «коррупция» на частный сектор. Шестой и седьмой пункты посвящены институту общественного контроля и защите лиц, сообщивших о коррупции, соответственно.
А вот о восьмом пункте — «Введение антикоррупционного ограничения по открытию и владению счетами (вкладами) в иностранных банках» — пожалуй стоит рассказать подробнее.
«Предлагается проработать с заинтересованными государственными органами вопрос введения ограничения для государственных служащих и иных лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, их супруг (супругов), несовершеннолетних детей по открытию и владению счетами (вкладами) в иностранных банках, расположенных за пределами территории Республики Казахстан, хранению наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Республики Казахстан, владению и (или) пользованию иностранными финансовыми инструментами», — говорится в нем.
То есть, по сути, борцы с коррупцией предлагают объявить борьбу оффшорным счетам, которые являются бичом Казахстана. Только за последние 5 лет отток денежных средства резидентов Казахстана за пределы страны составил $86 млрд.
«В условиях нынешней экономической и политической ситуации в стране и в мире это обстоятельство позволит улучшить политический имидж государственной власти в глазах граждан, а также способствует социально-политической стабилизации казахстанского общества», — уверены разработчики законопроекта.
Оставшиеся пять пунктов Концепции тоже важны, но останавливаться на них подробно мы не будем. Если кому-то хочется ознакомиться с ними более детально — вот ссылка на законопроект.
Гораздо интереснее реакция общества на предлагаемые поправки. Позволим себе процитировать некоторые из них:
«Необходимо запретить использовать средства, которые были пущены на поддержку бизнеса на все финансовые операции, которые не имеют отношение к поддержке бизнеса, и в том числе на вклады в депозиты банка», — считает Кадыр Байкенов.
«Предлагаю ввести ответственность как уголовную, так и финансовую не только для взяткодателя/получателя, но и для все членов его семьи, знакомых, родственников и пр. Тех, кто пользовался или мог пользоваться доходами, полученными незаконно. В конце концов родителя, дети, друзья, жены, любовницы не могут не понимать, что жизнь на миллионы при зарплате в 500 не может быть честной. Надо лишить взяткодателя/получателя смысла получения/ дачи взятки. Конфискация имущества денежных средств у всех, кто так или иначе получал какой-либо доход от незаконных действий поумерит пыл у работающих в свой карман за мой счет. Особенно это важно для тех, кто до долгу службы должен бороться с коррупцией», — отмечает Петр Ляпунов.
«Наш парламент и правительство заблокировали ст. 20 «Незаконное обогащение» Конвенции ООН против коррупции 58/4 от 31 октября 2003 года, которая была еще в 2008 году ратифицирована! А эта статья гласит, что все, что выше зарплаты незаконно и автоматически признается уголовным преступлением! Однако, так называемые «избранники народа» ратифицировали эту Конвенцию ООН, исключив из нее ст. 20 этой! Вот с этого надо и начинать: срочно внедрить во все законы требования вышеназванной ст.20 Конвенции ООН! Без этого никакого толку не будет», — уверен Рустембек Мусабеков.
«За тяжкие коррупционные правонарушения, за системную коррупцию, за большие хищение нужно давать больший срок (в США за коррупцию судят дают срок до 15 лет, а при отягощающих ситуации до 20 лет) без УДО и права на смягчение приговора. Но с одним условием: если коррупционер «сдаст» других коррупционеров, то он гарантировано сможет избежать такого строго наказания», — предлагает Аубакир Арстанбеков.
Отметим, что согласно действующего законодательства, после обсуждения предлагаемых нормативно-правовых актов, разработчик по своему усмотрению может внести поправки в соответствии с поступившими предложениями. После этого окончательно сформированный законопроект поступает на рассмотрение депутатов и, в случае получения их одобрения, уходит на подпись главе государства. Однако, депутаты имеют полное право не принять законопроект в предлагаемом виде и вернуть его на доработку. Стоит также добавить, что в Казахстане нередко бывает, что к депутатам на рассмотрение поступает законопроект диаметрально противоположный от того, что выносился на общественное обсуждение.







Оставьте отзыв об этом