Известный казахстанский олигарх и бизнесмен Тимур Кулибаев, женатый на средней дочери первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, является самым крупным налогоплательщиком республики среди всех физических лиц. По данным министерства финансов Казахстана, за последние 5 лет сумма подоходного налога, удержанного с Кулибаева составила более $3,1 млн.
Информацию об этом обнародовал казахстанский депутат парламента Павел Казанцев.17 июня он обратился с официальным запросом на имя генерального прокурора Казахстана Гизата Нурдаулетова, в котором поднял вопросы, связанные с механизмами реализации нефти и газа на экспорт:
«Нефтяная отрасль, обеспечивая занятость, местное содержание и налоговые отчисления в бюджет, является одной из ключевых и значимых для экономики государства. В последнее время в интернет-публикациях поднимаются различные вопросы, связанные с механизмами реализации нефти и газа на экспорт, деятельностью зарубежных компаний – посредников в этой сфере и их доступом к отечественному рынку, а также вопросы целевого расходования средств зарубежных дочерних предприятий национальной нефтегазовой компании. Необоснованные публикации подобного рода влекут значительные риски ущерба деловой репутации отечественной нефтегазовой отрасли, а также негативно сказываются на инвестиционном климате страны. Прошу Генеральную прокуратуру в установленном законом порядке предоставить депутатскому корпусу ответы на поставленные в публикациях вопросы и дать им объективную правовую оценку. О принятых мерах прошу сообщить в письменной форме в установленные законом сроки», — написал Казанцев в своем запросе.
Отметим, что речь в запросе идет о нескольких публикациях, которые прошли в ряде различных казахстанских и зарубежных СМИ за последние несколько месяцев.
К примеру, 3 мая в британском издании «Talk Finance» появилась публикация под заголовком «Как паразит перерастает хозяина: Данияр Абулгазин больше не рад своей роли в делах Кулибаева». В ней рассказывается о соратнике назарбаевского зятя Данияре Абулгазине по прозвищу Хюррем Султан (Хюррем Султан или же Роксолана — наложница, а затем жена османского султана Сулеймана Великолепного — АССА). Это прозвище за Абулгазиным закрепилось отнюдь не случайно: все, кто знаком с ним лично, называют его коварным и беспринципным человеком.
В статье рассказывается о Диасе Сулейменове — сыне Тулеутая Сулейменова, являющегося другом и соратником Нурсултана Назарбаева.
«Диас Сулейменов идет по стопам своего отца. Разница лишь в том, что вместо Назарбаева он придерживается зятя президента. Диас Сулейменов всегда был в высшем руководстве государственных корпораций и банка. В 24 года он уже был назначен руководителем одного из отделов Национального банка, не имею при этом никакого опыта. Диас Сулейменов присоединился к Тимуру Кулибаеву, который считался одним из главных претендентов на престол. Данияр Абулгазин — шурин Диаса Сулейменова, тоже примкнул к ним. С тех пор, несмотря на то, что Диас Сулейменов и Данияр Абулгазин официально получали зарплату от государства, они получили сотни миллионов на банковские счета, в акциях компаний и недвижимости. Данияр Абулгазин и его зять управляют бизнес-империей Тимура Кулибаева — спекулируя на обширной и сложной бухгалтерии своего босса. Взамен родственники предоставляют Тимуру Кулибаеву свои схемы. Именно Данияр Абулгазин изобрел большую часть уклонения от налогов и отмывания денег для казахстанского режима. Как сообщник Тимура Кулибаева, он получает свою долю от нефтегазовых доходов. Фактически он помогает своему боссу брать все больше и больше из государственных финансов, участвовать во все более рискованных делах. Его статус главного заговорщика дает ему рычаг против его собственного хозяина», — отмечается в публикации.
В другом материале «Данияр Абулгазин и дыра в казахстанском олимпийском бюджете», опубликованном на американском сайте «The unfiltered lens» также утверждается, что это трио — Кулибаев, Сулейменов и Абулгазин — зарабатывало немалые деньги на продаже казахстанских нефтяных активов за откаты, которые было очень сложно отследить:
«Переписка Данияра Абулгазина и Диаса Сулейменова о нефтяных делах просочилась в Интернет и стала так называемой «утечкой Kazaworld». Она проливает свет на скрытную общину вокруг Тимура Кулибаева и золотые годы нефтяных дел. Тимур Кулибаев был назначен главой фонда национального благосостояния, за ним последовал Данияр Абулгазин. Абулгазин был руководителем нефтегазовой отрасли, в том числе КазМунайГаза — казахстанского государственного гиганта. Тимур Кулибаев и Данияр Абулгазин действовали в интересах корпорации Vitol, сохраняя при этом свои собственные корпоративные позиции. Они позволили монополии Vitol приобрести казахстанские нефтяные ресурсы за откаты, предоставленные в сложной схеме, чтобы избежать отслеживания и судебного преследования. Vitol получил контроль над двумя наиболее важными нефтяными месторождениями, предоставив кредит КазМунайГазу. «Деньги за сырую сделку» предоставили Vitol привилегированный доступ. Само по себе в этом нет ничего преступного, такое часто практикуют в странах третьего мира, испытывающих потребность в деньгах. Однако то, как это было сделано, показывает, что почти один миллиард долларов США оказался в карманах клана Назарбаев/Кулибаев», — говорится в статье.
Вся схема, как сообщается в публикации, описана в архивах Kazaworld. Вкратце же говорится, что схема отката была основана на создании совместного предприятия. Оно было зарегистрировано в 2003 году компанией Vitol в Роттердаме. Название компании — Ингма Холдинг Б.В. Компания была создана для того, чтобы «инвестировать в Казахстан», но, по сути, документы Ingma Holding BV опровергают это. Данияр Абулгазин и его группа создали компанию, чтобы лишить Казахстан денег и подкупить местные государственные органы. Небольшая и, казалось бы, неизвестная компания на самом деле является скрытым нефтяным трейдером мирового класса с миллиардами продаж и доходов. За 2009-2016 годы оборот компании составил $93,3 млрд. Это 1/5 от общего объема экспорта нефти из Казахстана. Ингма объявила о доходе в размере более $1 миллиарда, выплаченном акционерам частного лица, не указав, кто эти акционеры.
Эти данные подтверждает и некоммерческая швейцарская организация Public Eye в расследовании «Vitol — нефтяной король Казахстана», посвященном коррупции в нефтяной сфере, Vitol — это крупнейший частный нефтетрейдер в мире и вторая по величине корпорация в Швейцарии, чей доход в 2017 году составил $181 млрд. На сегодняшний день Vitol практически полностью владеет казахстанским рынком вместе с китайским компаниями, оставляя буквально крохи от этого рынка другим игрокам.
С 2015 по 2018 годы Vitol совершила мастерский ход, выиграв два тендера на предоставление кредитов на общую сумму $5,2 млрд национальной нефтяной компании «КазМунайГаз». Выплаты будут совершаться в течение пяти лет через поставки нефти с двух казахстанских крупнейших месторождений, Тенгизского и Кашаганского, владельцем которых является «КазМунайГаз». Этот контракт, который на профессиональном сленге называют «нал за грязную сделку» или cash for crude deal (слово «crude» также означает «сырая нефть») предоставляет Vitol гарантированный доступ к казахстанской нефти и прекрасную возможность выстраивания долгосрочных отношений с государством.
Однако в Генеральной прокуратуре Казахстана, отвечая на запрос депутата Казанцева, основанного на этих публикациях, заявляют, что расследование американских и британских журналистов не соответствует действительности:
«Нами изучена общая структура экспорта казахстанской нефти за 2009-2019 гг., в том числе доля экспорта группы компаний Vitol. Установлено, что за этот период всего на экспорт отправлено 752 млн тонн нефти. При этом 482 млн тонн или 64% всего экспорта приходится на долю 4 компаний («Тенгизшевройл», «Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В.», «Норт Каспиан Оперейтинг Компани Б.В.», АО «СНПС-Актобемунайгаз») с участием таких крупных инвесторов как Chevron, Eni, Royal Dutch Shell plc, CNPC и др. Группой компаний Vitol за этот же период закуплено 75,6 млн тонн казахстанского сырья или всего 10% от общего экспорта, т.е. утверждение о том, что она занимает «львиную» долю рынка продажи экспортной нефти или почти четверть рынка страны не подтверждается», — говорится в ответе генпрокуратуры за подписью исполняющего обязанности генерального прокурора Ерлика Кененбаева.
В нем также утверждается, что все операции, связанные с экспортом казахстанской нефти, являются предметом постоянного контроля со стороны Министерства финансов в части соблюдения законодательства о трансфертном ценообразовании.
«Также следует отметить, что факты, указанные в публикациях, в том числе обстоятельства причастности Кулибаева Т.А. и других лиц к якобы незаконным операциям с казахстанской нефтью и отмыванию доходов, на основании заявлений ряда граждан были расследованы швейцарской прокуратурой в течение 2010-2013 гг. Правоохранительные органы Казахстана в рамках оказания правовой помощи по данному делу по запросу Главного федерального прокурора Швейцарской Конфедерации предоставили все необходимые сведения для организации объективного расследования. По результатам рассмотрения материалов расследование швейцарской прокуратуры было прекращено в связи с отсутствием оснований для уголовного преследования. Таким образом, «факты», изложенные авторами ряда публикаций в западной прессе, в части нарушений при экспорте казахстанской нефти, наличия какого-либо сговора, монопольного положения и предоставления необоснованных привилегий группе компаний Vitol, не соответствуют действительности», — заверяет Кененбаев.
Он также сообщил, что Министерством финансов Казахстана был произведен мониторинг по налогам, уплаченным крупными налогоплательщиками – юридическими лицами за последние 5 лет.
«Анализ поступлений сформирован из числа 30 налогоплательщиков государственного и квазигосударственного сектора, а также групп, включающих аффилиированные компании, прямо или косвенно принадлежащие крупным акционерам, имеющим бизнес в Казахстане. Группа компаний Тимура Кулибаева, интересы которой затрагиваются в анализируемых публикациях, платит налоги на уровне крупных национальных компаний, таких как АО «Казатомпром», «KEGOC», «Казахстан Тeмip жолы», «Казахтелеком», вместе взятых. Кроме этого, Министерство финансов предоставило сведения по уплате налогов Тимуром Кулибаевым, как физическим лицом, за 2015-2020 гг. Общая сумма поступлений по индивидуальному подоходному налогу на основе ежегодных деклараций составила свыше $3,1 млн. Анализ налоговых поступлений от физических лиц за этот период показывает, что Тимур Кулибаев находится на первом месте в рейтинге 50 крупнейших налогоплательщиков — физических лиц Казахстана», — отмечает исполняющий обязанности генпрокурора.
Напомним, Тимур Кулибаев согласно рейтинг журнала Forbes, занимает первое место в топ-50 самых влиятельных бизнесменов Казахстана. Владеет холдингом Halyk Group, в состав которой входят Народный банк Казахстана и Altyn Bank в Казахстане, АКБ Tenge Bank в Узбекистане. Народный банк также представлен в России, Кыргызстане, Грузии и Таджикистане. В структуру Halyk Group также входит Mercury Properties, занимающееся арендой и управлением недвижимостью. В настоящее время в портфель компании входят 39 объектов коммерческой недвижимости, включая логистические комплексы, торговые и бизнес-центры в Алматы, Нур-Султане, Атырау, Актобе, Актау, Шымкенте и Дубае. Среди них торгово-развлекательный центр Forum Almaty, бизнес-центры «Лукойл» в Нур-Султане и «Кайнар» в Шымкенте. Кроме того, бизнесмену принадлежит мажоритарная доля в сингапурской Steppe Capital Pte Ltd, «Viled Group», «Joint Technologies», «Joint Resources», «Каспий нефть», «Казазот». Состояние Тимура Кулибаева оценивается в $3,1 млрд.







Оставьте отзыв об этом