Медицинские работники во всем мире считаются самой подверженной заражению группой людей, несмотря на защитные костюмы и маски. Однако, Кыргызстане уровень защищенности медиков от COVID-19 настолько низок, что число заражений среди медперсонала чрезвычайно высокое. По данным республиканского штаба по борьбе с распространением COVID-19 на 9 июля 1370 медработников заразились коронавирусной инфекцией. Почти треть от этого числа — 540 заражений произошло в первую декаду июля.
Ежедневно появляются сообщения о смерти врачей от коронавирусной инфекции или двусторонней пневмонии, которую в республике, несмотря на аномальные данные о количестве летальных исходов от этой болезни летом, все еще не признают последствием COVID-19.
Также на днях стало известно, что внебольничная пневмония выявлена у министра здравоохранения КР Сабиржана Абдикаримова. А у одного из его заместителей – Нурболота Усенбаева – коронавирусная инфекция.
Такое высокое число инфицирования COVID-19 врачей общественность КР связывает нехваткой средств индивидуальной защиты (СИЗ) в медицинских учреждениях.
С начала пандемии коронавирусной инфекции в КР, медики не раз жаловались в социальных сетях на отсутствие специальных средств защиты для работы в условиях эпидемии. Госкомитет национальной безопасности (ГКНБ) отыскивал этих людей и заставлял приносить публичные извинения за якобы распространение недостоверной информации.
Так, в апреле, врача Бектура Апышева, писавшего в Twitter о проблемах в здравоохранении и отсутствии средств защиты у медиков, контактирующих с больными, заставили извиниться на видеокамеру. ГКНБ распространил ролик в соцсетях.
В том же месяце в социальных сетях распространилось видео, где несколько сотрудников Ала-Букинской районной больницы, у которых выявили коронавирусную инфекцию, озвучили свои претензии в адрес руководства медучреждения. Позже они на условиях анонимности рассказали СМИ, что «никаких средств индивидуальной защиты им не выдавали, только одноразовые респираторы, и те — со словами, что «можно носить долгое время».
Недавно в социальных сетях кыргызского сегмента интернета в очередной раз появилось видео, где врач больницы села Куршаб Узгенского района пожаловалась на нехватку средств индивидуальной защиты в медучреждении. Медик рассказала о том, что в больнице нет ни респираторов, ни масок, ни даже лекарств для борьбы с коронавирусом и внебольничной пневмонией.
Тем временем, республике назревает крупный коррупционный скандал, связанный с тем, что правительство Мухаммедкалыя Абылгазиева заподозрили в закупке средств индивидуальной защиты (СИЗ) и аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ) по завышенным ценам. Если это будет доказано, то масштабы коррупционного инцидента в КР превзойдут скандал вокруг модернизации ТЭЦ, по которому были осуждены крупные чиновники, включая двух бывших премьер-министров – Жанторо Сатыбалдиева и Сапара Исакова.
1 июля журналисты издания «ПолитКлиника» опубликовали расследование о госзакупках. По их данным, с января по май 2020 года по выбранным категориям за этот период планировалось провести тендеры на сумму в $2.1 млн (163.9 млн сомов). Из более двух тысяч организованных тендеров реализованы были только 1 075. Общая сумма реализованных тендеров составила $1.5 млн (116.6 млн сомов).
Журналисты выяснили, что в госзакупках принимали участие 443 участника. Среди участников были компании, не имеющие отношения к здравоохранению, например, строительные. Однако эти компании побеждали в тендерах на поставку масок и дезинфицирующих средств.
Всего тендеры организовывали 234 госучреждения, большая часть закупок пришлась на Национальный госпиталь при Минздраве. Журналисты обнаружили тендер на закупку защитных костюмов, которые стоили $77.1 (шесть тысяч сомов). На закупку 500 комплектов СИЗ было выделено $38 тысяч 560 (три миллиона сомов). При этом, по данным журналистов, рыночная цена на многоразовые противочумные комплекты в Бишкеке составила около $25.8 (двух тысяч сомов).
Кроме того, расследователи установили, что одноразовые маски покупали по $5.14 (400 сомов) за штуку. При этом, подобные маски можно купить по цене до $1.92 (150 сомов).
«При анализе данных сайта Департамента госзакупок мы выяснили, что порой сумма при проведении госзакупок превышала рыночную стоимость товаров в 10 раз», — говорится в расследовании.
В своем расследовании журналисты нашли связь одной из компаний, выигрывавших тендеры на закупки СИЗ и ИВЛ, с партией «Биримдик», в которой состоит брат президента Кыргызстана Асылбек Жээнбеков.
Вскоре после публикации расследования о госзакупках стало известно, что Финполиция по поручению президента проверила проведение государственными органами в феврале 2020 года тендеров по приобретению средств индивидуальной защиты и медицинских масок. В результате проверки факт был зарегистрирован в ЕРПП и начато досудебное производство.
10 июля Госслужба по борьбе с экономическими преступлениями (финансовая полиция) вызвала на допрос бывшего вице-премьер-министра Алтынай Омурбекову. Было отмечено, что допрос проводится в рамках расследуемого уголовного дела по факту коррупции и лоббирования интересов отдельных фармкомпаний.
Ранее, 6 июля, на допрос в рамках досудебного производства в отношении должностных лиц Министерства здравоохранения по фактам коррупции и лоббирования интересов отдельных фармацевтических компаний вызывался бывший министр Космосбек Чолпонбаев.
Его также вызывали на допрос 9 июля, но не смог прийти из-за плохого самочувствия.
После допроса Алтынай Омурбекова на своей странице в Facebook написала, что следователи задавали ей вопросы о полученной гуманитарной помощи.
Тем временем, ряд СМИ со ссылкой на собственные источники в правоохранительных органах сообщили, что Космосбек Чолпонбаев подозревается в продаже медицинских масок за рубеж. Его сын – Эркин Чолпонбаев на своей странице в Facebook подтвердил информацию, что отца вызывали на допрос, но отметил, что обвинять во всем только одного человека неправильно.
Напомним, Алтынай Омурбекова и Космосбек Чолпонбаев были освобождены от своих должностей 1 апреля. Секретариат Совета безопасности тогда отметил, что бывшие чиновники допустили ряд ошибок при организации работ по борьбе с коронавирусом, и подверг критике их деятельность с момента создания штаба. Также было сказано, что Республиканский оперативный штаб не предпринял своевременных мер по предупреждению проникновения коронавируса и недопущению его распространения в КР.







Оставьте отзыв об этом