Министерство внутренних дел Казахстана приняло окончательное решение отказаться от применения электронных браслетов для надзора за освободившимися из мест лишения свободы. По словам министра внутренних дел Ерлана Тургумбаева, причина отказа кроется в дороговизне этого проекта.
«Данный проект был у нас около пяти лет назад, предполагалось что для контроля за освобожденными из мест лишения свободы будут внедрены электронные браслеты и центр оперативного управления будет следить за их передвижениями, а также за противоправными действиями. Однако, это слишком дорогостоящее само по себе изделие и на сегодняшний день в связи с отсутствием финансовых средств министерство внутренних дел не может просто их закупить», — пояснил глава МВД на онлайн-брифинге.
Тургумбаев также добавил, что электронные браслеты на сегодняшний день морально устарели.
«Технологии ушли настолько вперед уже нет необходимости в электронных браслетах, потому что практически у каждого есть смартфон, если мы актуализируем смартфон и поставим на учет в органы внутренних дел, практически через смартфон мы увидим передвижение такого подучетника и также через facetime увидим, где он находится», — пояснил министр.
Напомним, впервые о применении электронных браслетов в Казахстане заговорили в 2010 году, когда исправительные учреждения находились под контролем Министерства юстиции, а не МВД.
Так, в августе 2010 года официальный представитель Минюста Ерболат Еримбет рассказал на брифинге, что ведомство намерено внедрить до 2015 года систему слежения с помощью электронных браслетов за передвижением осужденных к условным срокам наказания, условно-досрочно освобожденных, а также находящихся под подпиской о невыезде.
«В целях совершенствования контроля за осужденными к ограничению свободы и условно осужденными предлагается внедрение электронных средств слежения на законодательном уровне», — отметил Еримбет.
Он также добавил, что стоимость одного браслета примерно равна $453 (по курсу на тот период), но при этом затруднился назвать общую сумму проекта, отметив лишь, что электронные браслеты внедрят не позднее 1 января 2015 года.
17 августа 2012 года вышло постановление правительства Казахстана «Об утверждении перечня электронных средств слежения, используемых при осуществлении надзора за лицами, отбывающими наказание в виде ограничения свободы», которым утверждался перечень электронных средств слежения, используемых при осуществлении надзора за лицами, отбывающими наказание в виде ограничения свободы. В этот перечень вошли следующие технические средства: радиоэлектронный браслет, персональный трекер, стационарное контрольное устройство, мобильное контрольное устройство, стационарное устройство трансляции, стационарное устройство аудиовизуального контроля, стационарное устройство фотоэлектрохимического контроля, а также серверное оборудование и мобильный пульт мониторинга.
Однако уже через два года это постановление утратило силу.
В июне 2015 года стало известно, сколько же денег понадобится на реализацию этого проекта в Казахстане.
Как сообщил тогда на брифинге министр внутренних дел Калмуханбет Касымов (предшественник нынешнего министра Ерлана Тургумбаева), на внедрение электронных браслетов понадобится порядка $373,5 миллионов (по курсу на тот период). Он также пояснил, что система по внедрению браслетов ведется в Казахстане уже второй год.
«Вся система обойдется примерно в $373,5 млн. Первая сумма, которую мы просили — $13,8 млн на создание программного обеспечения. Что такое электронное слежение — это не то, что браслет повесил на руку, а мы сидим и смотрим — следим за ним. Нет. Браслет — это конечный результат. В первую очередь мы должны в каждом районном отделе внутренних дел — это 278 районов поставить экраны и разместить там всю нашу программу. И когда браслет одевается, то мы на карте будем видеть, где находится наш подконтрольный. Есть разные формы: одному мы запрещаем выходить из дома. Второму мы запретим выезжать из района, третьему мы запретим посещать общественные места. Как только программа будет утверждена, мы создадим всю эту систему к 2017 году. И к 2018 году мы начнем приобретать браслеты, которые будем одевать нашим осужденным@, — подчеркнул Касымов.
К слову, тогда же стало известно, что в целях удешевления проекта Институт космической техники и технологий Национального центра космических исследований и технологий Казкосмоса приступил к разработке собственной уникальной системы электронных средств слежения за осужденными. Представители Казкосмоса на пресс-конференции заявили, что учли все промахи других производителей и готовы незамедлительно приступить к производству электронных браслетов для осужденных. Но назвать точную стоимость казахстанских браслетов участники пресс-конференции не смогли, пояснив, что она будет известна после прохождения соответствующих экспертиз.
«Стоимость проекта складывается из стоимости информационного ядра плюс стоимости непосредственно радиоэлектронных устройств (браслет, внутридомовой модем, мобильный модем и так далее). При этом будет максимально использована та инфраструктура, которая уже существует в правоохранительных органах (аппаратные средства, серверное оборудование, каналы связи и другие)», — объяснили в Комитете технического регулирования и метрологии.
При этом в ведомстве добавили, что по их подсчетам на первоначальном этапе будет необходимо пять тысяч электронных браслетов. А представители МВД заявили, что начнут внедрение электронных браслетов для осужденных уже в 2016 году.
В феврале 2016 года Комитет уголовно-исполнительной системы отчитался, что в республике запущен пилотный проект «Электронные средства мониторинга за осужденными».
«Система электронного слежения по добровольному согласию применена к четырем осужденным, без изоляции от общества, которые находятся на пробационном контроле в столичной службе пробации УИС, – сообщил тогда начальник отдела службы пробации департамента УИС по Астане Талгат Мешитбаев. – На ноге каждого осужденного зафиксированы электронные датчики в виде браслетов. Снять их возможно при помощи специальной аппаратуры. Никакого физического дискомфорта эти браслеты осужденным не доставляют. Примечательно, что в них можно купаться в бассейне или посещать баню».
Потом сроки внедрения были перенесены на 2017 год, затем — на 2018 год. Затем информация о проекте и вовсе исчезла из информационного поля. И вот теперь глава МВД заявил, что надобность в нем отпала. Только как вот быть с теми $13,8 млн, которые вроде как были уже выделены министерству? На этот вопрос нынешний глава МВД не ответил.







Оставьте отзыв об этом