21.08.2022
Коррупция Коррупция Узбекистан Новости Узбекистан Центральная Азия

Правозащитники: активы Гульнары Каримовой могут попасть в коррупционные схемы

Международные организации в опубликованном заявлении предъявили претензии правительству Франции из-за процедуры возврата в Узбекистан $10 миллионов из числа незаконных активов Гульнары Каримовой, осужденной на 13 лет за уголовные преступления. Правозащитники считают, что есть все предпосылки для использования средств в коррупционных схемах узбекского правительства.

«Transparency International France» (TI-F), «Sherpa», Ассоциация «Права человека в Центральной Азии» (AHRCA), Международное партнерство по правам человека (IPHR), «Международная инициатива против государственных преступлений» (ISCI), Узбекский форум по правам человека (UGF) и Гражданский форум по возврату активов (CIFAR) крайне обеспокоены непрозрачностью французско-узбекских переговоров по возвращению незаконных активов Гульнары Каримовой в Узбекистан. Кроме того, вызывает озабоченность ход французской процедуры контроля за возвращением активов в Узбекистан и отсутствие транспарентности передачи и мониторинга возвращенных в Узбекистан средств.

14 мая 2020 года власти Узбекистана объявили о получении от Франции $10 миллионов от реализации «незаконно приобретенных» активов Гульнары Каримовой — дочери бывшего президента Узбекистана. Таковым было решение французского суда от 9 июля 2019 года о конфискации имущества, приобретенного Каримовой после коррупционных сделок. Суд вынес вердикт о возврате средств в качестве компенсации Республике Узбекистан на основании гражданского иска этого государства. Гульнара Каримова сейчас отбывает срок в колонии за получение, в частности, взяток от трех коммуникационных компаний в размере свыше миллиарда долларов США.

Несмотря на размер похищенных сумм и признаки причастности к коррупционным схемам высокопоставленных узбекских чиновников, Франция не предоставила никакой информации о процессе возврата активов, а узбекские власти лишь сообщили о том, что возвращенные $10 миллионов, будут «переведены в государственный бюджет Узбекистана».

«Первый возврат активов, переданных Францией в пользу пострадавшей страны – жертвы коррупции, мог бы стать возможностью создания транспарантного и подотчетного механизма возвращенных в Узбекистан активов, которые в конечном счете принесли бы пользу узбекскому народу. Этого, к сожалению, не произошло», — отмечается в заявлении.

В комментарии ACCA президент Ассоциации «Права человека в Центральной Азии» Надежда Атаева отметила, что «из-за отсутствия прозрачности и подотчетности возникает серьезная обеспокоенность в том, что возвращенные активы могут оказаться под угрозой нецелевого использования с повторным отмыванием денег. Несмотря на предупреждения узбекских и международных неправительственных организаций, ведущих исследователей, выразивших обеспокоенность отсутствием реальных государственных реформ в Узбекистане, такой подход в возвращении коррумпированных активов авторитарным режимам может создать опасный прецедент не только для Франции, но и для других соседних европейских стран. И это скажется на процессе возврата активов, особенно в тех случаях, где участвуют высокопоставленные чиновники и члены семьи президента Узбекистана».

Антикоррупционная неправительственная организация «Sherpa» (Франция) была гражданской стороной по делу Каримовой с 2014 года. Тем не менее ее представители не смогли присутствовать на слушаниях по утверждению процедуры признания вины, так как временно было отказано в продлении юридической аккредитации, что является необходимым условием для антикоррупционных субъектов перед подачей гражданского иска по делам о коррупции.

«При рассмотрении вопроса о возврате активов, роль НПО и независимого гражданского общества также имеет важное значение в странах, которые не всегда предоставляют гарантии образцового поведения», — комментирует ситуацию глава «Sherpa» Франсилин Лепани.

Президент TI-F Марк-Андре Феффер находит отсутствие прозрачности в данном процессе «разрушительным и парадоксальным». По его мнению, «оно наносит ущерб, поскольку в настоящее время нет никакой гарантии, что эти деньги действительно будут использованы в интересах разграбленного народа».

В ежегодном Индексе восприятия коррупции (Corruption Perception Index) за 2019 год Узбекистан занимает в рейтинге 153 место из 180. «Поэтому узбекские и французские организации гражданского общества настаивают на важности гарантий прозрачности, подотчетности и добросовестности в возвращении средств — во избежание их повторного использованиях в коррупционных схемах» — заявляют инициаторы заявления.

Оставьте отзыв об этом

  • Актуальность
  • Полезность

ПЛЮСЫ

+
Добавить поле

МИНУСЫ

+
Добавить поле
ACCA

administrator
Аналитический центр по Центральной Азии (АССА) – это группа профессиональных журналистов, которые работают в Центральной Азии. Мы освещаем все случаи нарушения прав человека в Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане. Размещаем новости без цензуры и подаем информацию в том виде, как она есть. Каждый материал проходит тщательную проверку перед публикацией, с целью убедиться в его достоверности. Все новости от ACCA.media доступны вам, как на сайте, так и в соцсетях – подписывайтесь на нас и следите за новыми публикациями. Контакты, по которым вы можете прислать свою новость или связаться с журналистами: info@acca.media

К нам за помощью может обратиться любой человек из стран Центральной Азии, который считает, что его права нарушены

Skip to content