Депутаты нижней палаты парламента Казахстана одобрили поправки, которые переводят клевету из разряда уголовных дел в административные.
По словам депутата Асылбека Смагулова, данный перенос, по сути, подразумевающий декриминализацию клеветы, был осуществлен исключительно по инициативе депутатов парламента.
«Клевета переходит в Кодекс об административных правонарушениях. Это соответствует международному опыту, то есть рекомендациям Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией», — пояснил Смагулов на пленарном заседании палаты во время обсуждения законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам исполнительного производства».
Поправки депутатами нижней палаты были одобрены. Законопроект передан в верхнюю палату парламента — сенат. Если сенат их одобрит, то законопроект поступит на подпись президенту Казахстана и только после этого вступит в силу.
Напомним, первоначально идею декриминализировать статью о клевете выдвинул глава государства Касым-Жомарт Токаев.
«Мною принято решение декриминализировать статью «Клевета» Уголовного кодекса и перевести ее в Административный кодекс», — заявил Токаев 20 декабря 2019 года.
2 марта 2020 года премьер-министр Казахстана Аскар Мамин подтвердил, что статью «Клевета» перенесут в Административный кодекс.
«Анализ норм показал, что административное законодательство позволяет в полной мере пресекать правонарушения, связанные с клеветой, собирать доказательства путем опроса свидетелей, потерпевших, выемки документов, досмотра, назначения экспертиз и так далее. Предлагается правом составления протоколов наделить должностных лиц органов внутренних дел, а полномочием по рассмотрению дел – судей специализированных районных и приравненных к ним административных судов», — отметил премьер-министр.
Он также добавил, что уголовные дела о клевете начинаются по жалобе потерпевшего и подлежат прекращению в случае примирения.
«Прокурор может начать производство по этим делам и при отсутствии жалобы, если деяние затрагивает интересы лица, находящегося в беспомощном или зависимом состоянии, либо по другим причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами. В этой связи, предлагается целесообразным и в рамках законодательства об административных правонарушениях возбуждать дела о клевете по жалобе потерпевшего и прекращать их в случае примирения», — пояснил Мамин.
Между тем, 3 марта международный фонд защиты свободы слова «Адил соз» направил открытое письмо на имя президента страны, в котором заявил, что предлагаемый Генеральной прокуратурой Казахстана законопроект «О внесении дополнений в Кодекс об административных правонарушениях Республики Казахстан по вопросам ответственности за клевету», по сути, предлагает вместо декриминализации еще более суровые меры, реально ущемляющие конституционные гарантии свободы слова.
«Как определяет закон, достоинство — внутренняя самооценка лицом собственных качеств, честь — это общественная оценка лица, мера его духовных и социальных качеств, опять же, в восприятии обладателя чести. Таким образом, умаление чести и достоинства лица – понятия сугубо индивидуальные. В настоящее время как уголовный, так и гражданский процессы по защите таких субъективных категорий, как честь и достоинство, проводятся исключительно по заявлению потерпевшего или лица, считающего себя таковым; виновный по решению судьи выплачивает пострадавшему ту или иную сумму, компенсирующую моральный вред. Законопроект делает этот вид правонарушений частно-публичным, вводит административные протоколы и наделяет правом их составления органы внутренних дел. Законопроект предлагает очень большие суммы штрафов, но не предусматривает никакой компенсации морального вреда пострадавшему. Предлагается к частным спорам лиц совершенно безосновательно применять меры государственного принуждения, к коим в административном порядке относятся задержание, принудительное доставление и пр. Мы считаем, что разрешение частных споров о защите чести и достоинства не может вестись в административном порядке с использованием мер государственного принуждения. Просим поручить разработку законопроекта о декриминализации клеветы Верховному суду Казахстана с тем, чтобы вписать этот вид правонарушений в Гражданский кодекс», — говорилось в сообщении.
И буквально в тот же день фонд «Адил соз» ошарашил общественность новостью о том, что законопроект о клевете, который был в открытом доступе на портале «Открытые нормативно-правовые акты» пропал.
«Еще вчера можно было скачать весь пакет документов к разработанному Генпрокуратурой законопроекту «О внесении дополнений в Кодекс об административных правонарушениях Республики Казахстан по вопросам ответственности за клевету». Сегодня портал сообщает: «Мы не смогли найти запрашиваемую страницу». С чего бы она пропала? Неужели авторам стало стыдно за свои предложения?», — говорилось в сообщении фонда.
А сегодня, когда стало известно о том, что депутаты одобрили поправки, глава фонда «Адил соз» Тамара Калеева написала в соцсетях свое отношение к происходящему:
«Жаль, что ни один депутат никогда не обвинялся в клевете. Тогда бы они на своей шкуре прочувствовали, каково это, ни за что оказаться перед перспективой лишения свободы, гигантского штрафа или позорного ареста. Тогда бы они хоть немного поняли, что словесные конфликты нужно решать в гражданских спорах, а не под прокуроровым присмотром. И где же, наконец, проект соответствующих изменений в КоАП, за который они так дружно проголосовали? Что его прячут от общества, уже очевидно. А от депутатов, получается, тоже? Или им все-таки показали? Или они привыкли априори доверять разработчикам генпрокуратуры?», — задает риторические вопросы Калеева.







Оставьте отзыв об этом