Сколько стоит кресло судьи, какую часть взяток забирает семья президента и для чего правоохранительные органы фабрикуют тысячи уголовных дел? Об этом в интервью АССА рассказал бывший судья из Таджикистана.
На минувшей неделе президент Таджикистана в ходе встречи с работниками судебных органов, жестко раскритиковал их деятельность, обвинив в непрофессионализме в борьбе с коррупцией. В частности, президент заявил, что «за девять месяцев текущего года судами освобождены 635 подсудимых, находящихся под стражей, с назначением наказания, не связанного с арестом, и не все эти наказания обоснованы».
По словам Эмомали Рахмона, «совершение преступлений коррупционного характера представителями судебной власти является одним из таких постыдных действий. Коррупционные действия не только снижают авторитет и престиж судебных органов, но и подрывают доверие людей к государству».
Как выяснилось, за 9 месяцев 2019 года было подано 190 жалоб в Верховный суд, 44 жалобы на действия судей — в Исполнительный аппарат Президента, в том числе 58 жалоб на задержки с рассмотрением дел, 7 жалоб на невыполнение судебных решений и 125 жалоб на бездействие судей. «В ходе проверки часть этих жалоб была подтверждена», — заявил президент.
Раскритиковал Эмомали Рахмон и работу органов предварительного следствия. «В некоторых случаях права и свободы граждан нарушаются, и они необоснованно привлекаются к уголовной ответственности, в результате чего в судебном процессе предъявленные обвинения не находят своего доказательства, и судами выносятся оправдательные приговоры», — подчеркнул он. — Я неоднократно подчеркивал, что задачей правоохранительных органов является не только заключение людей под арест, их функция также заключается в предотвращении преступлений, то есть в ограждении людей от тюрьмы. За каждым человеком стоит семья, его судьба и жизнь».
Ситуацию в судебной системе в интервью АССА на условиях анонимности прокомментировал бывший судья из Таджикистана.
— Насколько независимой сегодня можно считать судебную систему Таджикистана?
— О какой независимости можно говорить, если судья начинает свою работу с коррупционной сделки? Уже давно всем известно, что кандидаты в судьи за огромные деньги покупают эти должности. Зачастую это люди, которые абсолютно не готовы к этой ответственной работе. Чтобы вернуть заплаченную сумму, а потом и заработать, судьи с первого дня начинают заниматься коррупционными делами. Это происходит на всех уровнях судебной системы.
— А кому и сколько должны заплатить желающие стать судьями?
— Ставка начинается от $100 тысяч в зависимости от города и района, куда назначают судью. Эти деньги необходимо заплатить людям, которые смогут лоббировать этого кандидата и представить президенту на утверждение. Часть этих денег забирает семья президента. Поэтому, у меня вызывает смех, когда президент критикует судей за коррупцию. Об этом вам может рассказать любой торговец на рынке, таксист или сидящие у подъездов домов старушки. Более того, они могут дать точный расклад сколько нужно заплатить следственным органам и судьям, чтобы освободить человека от ответственности. Эта практически открытая информация, и уже давно в Таджикистане не является секретом. Люди даже знают, какие ставки у какого судьи, и содействуют, чтобы назначили именно нужного судью.
— Однако факты задержания судей за получение взятки в Таджикистане редко, но регистрируются. Значит все же идет какая-то борьба с коррупцией?
— Это не борьба с коррупцией, а наоборот — защита коррупционных интересов. Дело в том, что следственные органы тоже тотально погрязли в коррупции, и зачастую взятки берут именно они, и обещают подследственным свободу. Однако, с судьями они делиться этими деньгами не хотят. Судьи сразу догадываются, что следователь взял взятку, и поделился ими с прокурором, который представляет на суде гособвинение. Поэтому, судья, которого не включили в «долю», может вынести абсолютно другое решение, которое противоречит интересам следственных органов. Таким образом, начинается война между судьями и следственными органами. Именно после таких случаев, судей потом и задерживают со взяткой.
— А если судья берет взятку и выносит решение на свое усмотрение?
— В этом случае прокуратура выносит протест против решения судьи и дело рассматривается заново другим судьей. Борьба идет за деньги, а законы и справедливость их абсолютно не волнуют. Богатые, совершив серьезные преступления выходят на свободу, а бедные и невиновные заполняют тюрьмы.
— А какой смысл сажать в тюрьмы невиновных людей?
— Правоохранительные органы должны показывать борьбу с преступностью, а главное, чтобы количество преступлений не сокращалось резко. Иначе, штат правоохранительных структур тоже нужно будет сокращать, закрывать тюрьмы. А это все огромный бизнес, который кормит людей, работающих в этой системе. Задерживая людей по фабрикованным уголовным делам, правоохранительные органы требуют взятки. Даже бедные люди идут на все, чтобы их освободили. Они влезают в долги, берут кредиты только чтобы не посадили в тюрьму.
— А в каком состоянии эти уголовные дела доходят до суда?
— О доказательствах в этом случае даже и говорить не стоит. Огромное количество уголовных дел доходит до суда в смехотворном виде. Судьи, как я говорил, зависимы от следственных органов, и они закрывают на все это безобразие глаза, и выносят жесткие решения. Таким образом тысячи невиновных людей попадают в тюрьмы. На моей практике было много таких случаев. Из общего числа регистрируемых по стране преступлений, около 40 процентов возбуждаемых уголовных дел фабрикуются самими правоохранительными структурами.
— Вы хотите сказать, что реальное число преступлений в Таджикистане на 40 процентов ниже официальной?
— Да! В 40 % случаев организаторами преступлений являются сами правоохранительные структуры. Обычно, они просто подставляют людей через своих агентов, выбивают ложные показания, признания путем применения жесточайших пыток. Раньше эти фабрикуемые уголовные дела в основном были связаны с такими преступлениями как незаконный оборот наркотиков и экстремизм. Однако в последние годы уже начали организовывать и воровство, хулиганство и другие преступления. Всем хочется заработать и одновременно показывая хорошую раскрываемость преступлений, подниматься по карьерной лестнице. В ходе рассмотрения таких уголовных дел в суде, сразу становится понятно, кто организовал все это, однако судьи, боясь собственного разоблачения, поддерживают версию следствия.
— Недавно в Таджикистане была объявлена очередная амнистия, которая коснулась около 20 тысяч осужденных. Какова вероятность, что многие из них скоро вновь окажутся за решеткой?
— Вероятность очень высокая. Я уже прочитал в новостях, что около 60 человек из амнистированных уже якобы совершили преступления. Проблема в том, что вышедший из тюрьмы человек всегда находится под пристальным вниманием правоохранительных структур, и при любом удобном моменте их возвращают в тюрьму опять же подставляя через своих агентов, провоцируя или подбрасывая наркотики. Таких случаев огромное количество. Официально перед законом эти люди один раз себя уже скомпрометировали, и во второй раз посадить их в тюрьму гораздо легче. Если это будет такое же преступление, как и в первый раз, то следователь еще и повышение получить за задержание так называемого рецидивиста. Я уверен, что не пройдет и года, как тюрьмы снова заполнятся, и среди них будет много невиновных людей. Поэтому в стране каждые 2-3 года объявляют амнистию, чтобы просто немного опустошить переполненные тюрьмы. В Таджикистане этот бизнес является самым выгодным!







Оставьте отзыв об этом