20.08.2022
Интервью Казахстан Новости Статьи Тюрьмы Тюрьмы Казахстан Центральная Азия Экстремизм Экстремизм Казахстан

Эксперт: Религиозный экстремизм – это преступность, прикрытая священным писанием

В Казахстане в рамках Государственной программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму на 2018-2022 годы по всей стране проходят информационно-разъяснительные круглые столы для студентов. Упор на молодежь сделана не случайно, поскольку именно молодые люди чаще всего попадают в сети деструктивных течений. К тому же уровень религиозности в республике растет с каждым годом. Не случайно ведь в стране насчитывается 4173 различных религиозных объединений (в 1990 году их было всего 670).

«Молодежь нужно своевременно адаптировать, информировать о современных вызовах и угрозах, которые нависают не только над Казахстаном, но и над многими странами мира, — заявил на встрече Информационно-разъяснительной группы города Алматы со студентами Казахской академии спорта и туризма религиовед Нурмухаммед Мейманхожа. — По последним данным, только в нашей стране за участие в экстремистской и террористической деятельности осуждено более трех тысяч человек. К сожалению, многие из них оказались жертвами псевдорелигиозных течений и террористических организаций, потому что не получали в свое время нужных знаний и не повышали свою религиозную грамотность, то есть проявили беспечность».

«Экстремизм направлен на насильственное изменение конституционного строя, нарушение суверенитета Республики Казахстан, целостности, неприкосновенности и неотчуждаемости ее территории, на подрыв национальной безопасности и обороноспособности государства, а также на разжигание социальной, сословной, расовой, национальной розни и религиозной вражды и ненависти, — в свою очередь рассказал студентам Казахской Академии транспорта и коммуникаций  президент общественного фонда «Центр по изучению проблем терроризма и экстремизма в Республике Казахстан» Какимжан Бишманов. — В большинстве случаев террористы имеют экстремистские взгляды, ибо экстремизм является идеологическим источником терроризма, поэтому верно утверждение, что за все, что творит терроризм, ответственен и экстремизм».

Между тем, по мнению общественного мусульманского деятеля, писателя Мурата Телибекова, несмотря на то, что религия в Казахстане приобретает все большую популярность, роста адептов насилия и террора в стране нет. Об этом Телибеков заявил в интервью АССА.

— Мурат, наблюдается ли в последнее время в Казахстане всплеск религиозного экстремизма? Если да, то с чем это связано?

— Каждую пятницу я хожу в одну из центральных мечетей Алматы. Откровенно говоря, не возникает впечатления, что казахстанские верующие чрезмерно экзальтированы. Не вижу признаков иступленного фанатизма, агрессивности. Мусульмане спокойно совершают намаз, мирно общаются. Возможно, где-то и наблюдаются эпизоды неадекватного поведения отдельных личностей, но в целом, ситуация не вызывает тревоги.

Надо признать, что религия в Казахстане приобретает все большую популярность, однако это не означает, что одновременно растет число адептов насилия и террора. На мой взгляд ислам в нашей стране не представляет серьезной опасности. Более того, порой возникает впечатление, что угрозы искусственно преувеличивают, а проблемой начинают спекулировать. К сожалению, подобные методы довольно часто используют политики для достижения своих целей.

— Почему, по Вашему мнению, люди становятся религиозными экстремистами? И кто в этом виноват?

— Если говорить о причинах радикальных настроений среди верующих, то в первую очередь – это социально-экономические условия. Когда власть не в состоянии решить насущные проблемы, люди начинают искать выход, и тогда на помощь приходят криминальные авторитеты, колдуны и всевозможные миссионеры. Чем больше безработных и бедных в обществе, тем выше преступность. Религиозный экстремизм – это тоже преступность, но прикрытая священным писанием.

На мой взгляд, нельзя объяснять все беды недостатком хлеба и зрелищ. В нашей истории были куда более тяжелые времена. Вспомним хотя бы период Второй мировой войны. Людям жилось тогда гораздо тяжелее. Тем не менее, не наблюдалось такого стремительного роста преступности и суицида. Сегодняшний рост количества самоубийц и увеличение числа верующих – это звенья одной цепи. Человек – парадоксальное существо. Ему мало иметь пищу и крышу над головой. Ему нужен смысл жизни. Когда он утрачен, человек деградирует и погибает. Религия отчасти восполняет этот пробел. Все попытки государства заполнить идеологическую пустоту пока не увенчались успехом.

— Как Вы оцениваете деятельность казахстанских властей по предотвращению и борьбе с религиозным экстремизмом?

— Власти сегодня взяли под жесткий контроль деятельность религиозных институтов. Считаю это верным решением. Пресловутый тезис «Религия отделена от государства» больше нигде не упоминается. Если раньше чиновники манипулировали духовенством скрытно, то теперь это делается открыто. К сожалению, в этом диалоге часто превалируют силовые методы. Два года назад мне пришлось присутствовать на одном судебном процессе, где молодого человека обвиняли в экстремизме. Приговор показался нелепым и чудовищно жестоким. Пять лет тюрьмы дали юноше за то, что он разместил в интернете несколько арабских песен, в которых воспевалась любовь к матери. Нельзя так бездумно ломать человеческие судьбы!

— Зачастую высказывается критика, что осужденных за религиозный экстремизм держат в тюрьмах и колониях вместе с другими заключенными, что позволяет им вербовать новых сторонников. Так ли это на самом деле? И что можно предпринять?

— Относительно религиозной вербовки в тюрьмах. Я знаю много примеров, когда человек в тюрьме проникся религиозными убеждениями и, выйдя на свободу, стал вести праведный образ жизни. Разве это плохо? Откровенно говоря, мне трудно представить, как в закрытом заведении можно вести так называемую «вербовку». Каждый шаг заключенного тщательно контролируется. И самое главное – психологическое состояние узника. Человек в неволе страстно мечтает о свободе. Эта чувство подавляет все остальные помыслы и желания – уехать воевать в Сирию, влиться в ряды ИГИЛ, создать исламский халифат. Приведу высказывание одного бывшего узника: «Если бы не религия, я покончил бы жизнь самоубийством или сошел с ума. В тюремных застенках создаются идеальные условия для того, чтобы человек опустился до уровня животного, стал извращенцем, садистом. Если система заинтересована именно в этом, она должна уничтожить любые проявления веры в местах лишения свободы».

Оставьте отзыв об этом

  • Актуальность
  • Полезность

ПЛЮСЫ

+
Добавить поле

МИНУСЫ

+
Добавить поле
ACCA

administrator
Аналитический центр по Центральной Азии (АССА) – это группа профессиональных журналистов, которые работают в Центральной Азии. Мы освещаем все случаи нарушения прав человека в Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане. Размещаем новости без цензуры и подаем информацию в том виде, как она есть. Каждый материал проходит тщательную проверку перед публикацией, с целью убедиться в его достоверности. Все новости от ACCA.media доступны вам, как на сайте, так и в соцсетях – подписывайтесь на нас и следите за новыми публикациями. Контакты, по которым вы можете прислать свою новость или связаться с журналистами: info@acca.media

К нам за помощью может обратиться любой человек из стран Центральной Азии, который считает, что его права нарушены

Skip to content