Фонд «Справедливость для журналистов» (JFJ, Великобритания) опубликовал доклад по результатам мониторинга нападений и травли журналистов, медиаспециалистов, фрилансеров и блогеров. Миссия организации заключается в борьбе с безнаказанными нападениями на СМИ.
В ходе исследования выявлено и проанализировано свыше 140 случаев атак/угроз в отношении профессиональных и гражданских работников СМИ, редакций традиционных и онлайн-изданий в Узбекистане в 2021 году. Данные для исследования были собраны методом контент-анализа по открытым источникам на узбекском, русском и английском языках. В докладе также использовались не предававшиеся огласке факты, полученные методом экспертных интервью.
При подготовке доклада использовались не вся известная информация: мониторинг затруднен тем обстоятельством, что посты в социальных сетях активно модерируются или удаляются. Кроме того, в период подготовки доклада выяснилось, что несколько онлайн-изданий, послуживших источниками информации об атаках на медиаработников, удалили соответствующие материалы. Отдельные случаи не включены из-за нежелания журналистов/блогеров предать огласке инциденты, связанные с их публичной деятельностью.
Атаки с использованием юридических и/или экономических механизмов остаются основным методом давления на работников СМИ в Узбекистане. Всего их было 96.
Количество атак и угроз нефизического характера и/или в киберпространстве уменьшилось с 46 случаев в 2020 году до 30 в 2021 году.
Количество физических атак на медиаработников – 12 – осталось практически на прежнем уровне. В 80% случаев атаки исходили от представителей власти. При этом основной целью таких атак были журналисты/блогеры, допустившие критику в адрес государственных или коммерческих структур.
В 2020 году 89 инцидентов из 129 составляли атаки со стороны представителей власти, в то время как в 2021 году представители власти стали инициаторами 114 атак. Заметно возросло число атак с использованием юридических и/или экономических механизмов – с 71 до 98 случаев.
В ежегодном индексе свободы прессы «Репортеров без границ» за 2021 год Узбекистан занял 157-е место из 180 (в 2020 году – 156-е). Составители рейтинга отмечают, что в стране превалирует государственная пропаганда, реальная оппозиция запрещена, «власти контролируют СМИ, а также ряд блогеров, тесно связанных с правительством».
«Проблемы со свободой слова не позволяют властям на международном уровне презентовать страну, как новую витрину демократических реформ эпохи президента Мирзиеева, — отмечает эксперт ACCA. – Им приходится балансировать, имитируя помощь работе независимым СМИ и удерживая медиасферу под плотным контролем».
Забота о правах пишущей братии сейчас подменяется законотворческими инициативами. Это подтвердил недавний брифинг Конституционной комиссии, предложившей изменить статью 67 Конституции.
Основной закон собираются дополнить словами об ответственности за вмешательство в деятельность журналистов и СМИ.
В публикации Kun.uz уточняется, что, хотя в некоторых законах есть упоминание о защите журналистов при давлении и угрозах, все же в Уголовном кодексе и Кодексе об административной ответственности наказания за это нет.
Сухим перечислением имитаций законотворческих инициатив издание подвергло скрытому сарказму потуги узбекского правительства в продвижении свободы слова. Ранее ACCA писал о регулярном вмешательстве в редакционную политику Kun.uz и принуждении к удалению материалов со стороны сотрудников Службы государственной безопасности.
Примерами уголовного преследования за убеждения и принципиальную позицию стали кейсы блогеров Отабека Сатторий (осужден на 6,5 лет) и Миразиза Базарова (ограничение свободы сроком на три года, начиная с момента домашнего ареста).
В докладе JFJ были упомянуты атаки на сотрудников Effect.uz, о которых писал ACCA. В июне 2021 года журналист онлайн-издания Эльёрбек Таджибаев был вынужден распространить призыв к коллегам, «Я призываю всех вас быть бдительными. Не позволяйте этому случиться с вами. Свобода слова в Узбекистане мертва».






