Доклад по результатам специального исследования «Атлас условий содержания в изоляторах временного содержания органов внутренних дел Кыргызской Республики», подготовленный по результатам совместного исследования Национального центра Кыргызской Республики по предупреждению пыток и Коалиции против пыток в Кыргызстане в 2022 году, при поддержке Программного офиса ОБСЕ в Бишкеке.
Как отмечают авторы доклада, за основу исследования взяты стандарты обращения с заключенными под стражу лицами и гарантии соблюдения их прав. Настоящее исследование имело целью провести анализ условий содержания в ИВС ОВД республики на предмет соответствия международным стандартам на уровне законодательства и практического их применения.
Указывается, что минимальные стандартные правила предусматривают в качестве основания для приема и содержания наличие действенного приказа о заключении. В соответствии с национальным законодательством, основанием для приема и содержания в ИВС лиц, задержанных по подозрению в совершении преступлений, является протокол задержания, а обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, — постановление (определение) судьи (суда).
«В ходе настоящего исследования выявлено, что помимо предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством оснований для содержания под стражей, в ИВС ОВД практикуется использование рапорта. Так, в случае наличия телесных повреждений у лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, и отказа на этом основании от приема в СИЗО Службы исполнения наказаний при Министерстве юстиции Кыргызской Республики (СИН), содержание в котором избрано в качестве меры пресечения постановлением судьи (определением суда), сотрудник милиции составляет рапорт на имя начальника ОВД», — говорится в документе.
Таким образом, при наличии у обвиняемого телесных повреждений, на основании рапорта и письменного согласия начальника ОВД, сотрудники получают возможность содержать данное лицо в ИВС до исчезновения следов физического воздействия, отмечают правозащитники.
Вместе с тем, исследовали обнаружили также недочеты, связанные с оказанием заключенным медицинской помощи.
Минимальные стандарты предусматривают, что предоставление медико-санитарного обслуживания заключенных является обязанностью государства. Заключенным должны быть обеспечены те же стандарты медико-санитарного обслуживания, которые существуют в обществе, и им должен быть обеспечен бесплатный доступ к необходимым медикосанитарным услугам без какой-либо дискриминации по признаку их правового статуса.
Согласно национальному законодательству лечебно-профилактическая и санитарноэпидемиологическая работа в ИВС ОВД проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Доставленные в ИВС опрашиваются дежурным на предмет выявления нуждающихся в оказании неотложной медицинской помощи. О результатах опроса подозреваемых и обвиняемых, заявленных при этом жалобах на состояние здоровья и характере оказанной медицинской помощи нуждающимся производятся соответствующие записи в специальном журнале, который постоянно хранится у дежурного ИВС.
Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 20 ноября 2015 года №790 утверждена Программа государственных гарантий по обеспечению граждан медикосанитарной помощью (Программа госгарантий). К ней прилагается перечень категорий граждан, имеющих право на получение медико-санитарной помощи бесплатно и на льготных условиях. В силу пункта 29 к данному Перечню относятся лица, находящиеся в изоляторах временного содержания МВД Кыргызской Республики.
«В соответствии с пунктом 5 Программы госгарантий, условием предоставления бесплатной и льготной медико-санитарной помощи в рамках является наличие документа, удостоверяющего право на льготы (паспорт, свидетельство о рождении для детей в возрасте до 16 лет, справка о рождении ребёнка до получения свидетельства о рождении, пенсионное удостоверение, полис обязательного медицинского страхования, а также направления на лабораторно-диагностические исследования, госпитализацию в стационар, выписываемые специалистами: групп семейных врачей, центров семейной медицины, центров общеврачебной практики, ведомственной медицинской службы, военно-врачебной комиссии, консультативно-диагностических отделений стационара). Данное положение, прежде всего, касается уязвимых слоев населения и всех лиц, содержащихся в закрытых учреждениях», — говорится в докладе правозащитников
Однако, отмечается, что на практике сотрудникам ведомственных медицинских служб неизвестно о заключении договоров и льготах, предусмотренных Положением о льготном лекарственном обеспечении населения на амбулаторном уровне по Программе госгарантий и Дополнительной программе обязательного медицинского страхования.
«Как следствие, содержащимся в ИВС не представляется возможность воспользоваться бесплатной и льготной медико-санитарной помощью в рамках Программы госгарантий, что является нарушением их права на медицинскую помощь», — резюмируют авторы исследования.
Как выяснилось, штатный медицинский работник (фельдшер) имеется только в ИВС ГУВД города Бишкека, где оборудован медицинский кабинет. В 26,6 процентах ИВС имеются медицинские кабинеты, но нет штатного медицинского работника.
«Часть из этих кабинетов для медицинского персонала были оборудованы проектом Общества Красного Полумесяца в Кыргызстане в период 2017-2018 годы. Данным проектом была предусмотрена оплата труда врача и фельдшера, которые, согласно графику, 3-4 раза в неделю, а также по мере необходимости, приходили в ИВС для оказания медицинской помощи содержащимся. Проект закончился в конце 2020 года, с тех пор кабинеты в ИВС ОВД не функционируют», — уточняют исследователи.
ИВС, в которых отсутствуют в штате медработники, заключают договоры с территориальными организациями здравоохранения о взаимодействии в организации медицинской помощи задержанным лицам. В трети ИВС (35,5 процента) договоры не заключались. Медицинская помощь оказывается только в экстренных случаях посредством вызова «скорой медицинской помощи».
При каждом доставлении обвиняемого в места содержания под стражей, а также при поступлении жалобы от него самого, его защитника, родственников о применении к нему пыток или жестокого обращения он подлежит обязательному медицинскому освидетельствованию с составлением соответствующего документа. Обязанность проведения медицинского освидетельствования возлагается на администрацию места содержания под стражей.
В целях реализации данного права, а также полного документирования результатов медицинского осмотра задержанных при водворении в ИВС ОВД Министерством здравоохранения утверждена «Форма медицинского осмотра лица при доставлении в ИВС ОВД» №033/у и Инструкция, регламентирующая порядок её заполнения. Медицинский работник организации здравоохранения заполняет данную Форму перед доставлением в ИВС ОВД: 1) при отсутствии со стороны лица жалоб на применение насилия, пыток и жестокого обращения; 2) при отсутствии у лица телесных повреждений. При наличии жалоб со стороны задержанного на применение по отношению к нему насилия, пыток и жестокого обращения, либо при наличии на его теле телесных повреждений и жалоб на состояние здоровья, которые могут быть связаны с применением насилия, пыток, жестокого обращения, медицинский работник обязан заполнить Форму медицинского осмотра №003-3/у, утвержденную приказом Министерства здравоохранения Кыргызской Республики (по принципам «Стамбульского протокола»).
В ходе исследования была изучена практика заполнения Формы №003-3/у при доставлении в ИВС, которая показала, что более чем в трети ИВС (38 процентов) данная форма не заполняется.
Отметим, согласно официальным данным в ведении МВД Кыргызской Республики находятся 46 ИВС, в которых расположены 259 камер с 1217 койками. Фактическая наполняемость составляет 1374 человек.






