Строитель «Нового Казахстана» президент Касым-Жомарт Токаев, принявший бразды правления из рук первого президента Нурсултана Назарбаева (возглавлявшего страну почти 30 лет), похоже тоже намерен оставаться у власти как можно больше. В своем ежегодном послании к народу Токаев объявил о досрочных президентских выборах и увеличении сроков президентских полномочий с 5 до 7 лет.
Для того, чтобы понимать, что реально скрывается за этими, на первый взгляд вполне невинными предложениями, следует окунуться в историю независимого Казахстана.
После развала СССР в республике был учрежден пост президента, который занял первый секретарь Коммунистической партии Казахстана Нурсултан Назарбаев. Тут следует пояснить, что пост первого секретаря ЦК компартии на уровне республики фактически приравнивался к посту главы государства. В декабре 1991 года в стране прошли первые президентские выборы, на которых Назарбаев набрал 98% голосов. В 1993 году в Казахстане была принята Конституция, согласно которой сроки президентских полномочий составляли 5 лет, а действующий глава государства мог переизбраться на этот пост только один раз. Однако демократичной смены власти не случилось. В 1998 году в Конституцию были внесены изменения, согласно которым президентский срок был увеличен до 7 лет, а возрастное ограничение для кандидатов в президенты в 65 лет было отменено. На тот момент возраст Назарбаева уже составлял 58 лет. После этого прошли вторые президентские выборы, на которых победу вновь одержал Нурсултан Назарбаев. В 2000 году Конституционный совет страны посчитал, что полномочия Назарбаева на посту президента следует отсчитывать с момента внесения изменений в Конституцию. То есть Конституционный совет фактически обнулил президентство Назарбаева. К слову, аналогичным приемом в будущем воспользуется и президент Российской Федерации Владимир Путин.
В 2005 году Назарбаев победил на очередных президентских выборах. А в Конституцию были внесены очередные изменения — срок президентских полномочий был снова снижен до 5 лет, но зато Назарбаеву разрешили баллотироваться в президенты неограниченное количество раз. В феврале 2011 года Назарбаев был снова переизбран. А в 2015 году его переизбрали на пятый срок.
В марте 2019 года Назарбаев досрочно сложил с себя президентские полномочия, передав власть спикеру сената (верхней палаты парламента) Касым-Жомарту Токаеву. Тогда же было оговорено, что Токаев будет исполняющим обязанности президента до окончания оставшегося срока президентства, положенного Нурсултану Назарбаеву, если бы он не сложил с себя полномочия.
Однако уже в июне 2019 года прошли внеочередные выборы президента Казахстана. Как поясняли тогда Токаев и Назарбаев — это было сделано с тем, чтобы придать процессу транзита власти легитимность в глазах населения.
Следующие президентские выборы должны были состояться летом 2024 года. Однако Токаев решил последовать успешному примеру своего предшественника и, выступая с посланием к народу, объявил о том, что решил сократить срок своих нынешних президентских полномочий и поэтому объявил досрочные выборы.
«Для меня интересы государства превыше всего. Поэтому я готов пойти на досрочные президентские выборы, даже несмотря на сокращение собственного срока полномочий», — заявил Токаев.
Однако интересы государства не могут быть выше собственных интересов, особенно для тех ,кто находится у власти. Особенно, если речь идет о Казахстане: история Нурсултана Назарбаева и его президентства — весьма наглядный тому пример. Токаев тоже не стал исвключением. Он открыто заявил, что намерен участвовать в досрочных президентских выборах.
«Считаю необходимым приступить к комплексной перезагрузке ключевых государственных институтов в соответствии с новой стратегией. Это позволит нам активизировать совместную работу во имя благополучия каждого гражданина и процветания всей страны. Для успешной реализации кардинальных и всесторонних реформ, направленных на построение Справедливого Казахстана, требуется новый мандат доверия народа», — пояснил он.
Однако на этом сюрпризы не закончились. Токаев заявил, что ему нужен не просто мандат на очередные пять лет, а мандат с увеличенным сроком президентства.
«После долгих размышлений я пришел к выводу, что назрела необходимость пересмотра количества и длительности сроков полномочий президента. Предлагаю установить ограничение мандата президента в один срок продолжительностью 7 лет без права переизбрания. На чем базируется эта инициатива? С одной стороны, 7 лет – это достаточный период для реализации любой амбициозной программы. С другой, ограничение президентского мандата одним сроком обеспечит максимальную нацеленность главы государства на решение стратегических задач общенационального развития. Предлагаемая мной конституционная новелла значительно снизит риски монополизации власти. Именно поэтому я предлагаю внедрить норму однократного президентства», — отметил он.
И судя по тексту выступления сомнений в собственной победе на внеочередных выборах у Токаева нет никаких.
«После выборов я вынесу инициативу, ограничивающую полномочия президента одним сроком, на рассмотрение парламента. В случае ее принятия, в Казахстане начнется новая политическая эпоха, — заявил президент.
И все это очень напоминает действия Нурсултана Назарбаева на ранних сроках президентства, когда жажда власти стала поглощать его полностью.
А что касается предложений об однократном сроке президентства, то это еще на воде вилами написано. Не стоит забывать, что за годы независимости Казахстана в Конституцию вносились изменения 6 раз — в 1998, 2007, 2011, 2017, 2019 и 2022 годах. Последний раз изменения были внесены в 33 статьи основного закона страны. Так что переделать в очередной раз Конституцию под себя Токаев может легко. Это удавалось Назарбаеву, это удавалось и ему. Да и обещания его, как видно, ничего не стоят. Ведь буквально в конце января этого года сразу же после январских беспорядков в интервью государственному телеканалу «Хабар» Токаев на голубом глазу обещал, что никакого обнуления президентских сроков не будет.
«Я не знаю, как долго я буду находиться президентом Казахстана, но абсолютно точно — в соответствии с Конституцией не более двух сроков. То есть никакого переделывания законов и тем более Конституции не будет», — заверял он.






