В ближайшее время Верховный суд Таджикистана признает созданную гражданскими активистами ГБАО «Комиссию 44» «преступным сообществом», — сообщили источники АССА. Власти никаких комментариев по этому поводу не дают.
«Комиссия 44» была создана 28 ноября прошлого года сразу же после достижения договорённости участниками стихийных митингов в Хороге с властями. Шесть участников этой не зарегистрированной общественной организации вошли в состав совместной следственной группы, созданной по распоряжению президента страны.
Однако в январе этого года Худжамри Пирназаров, называемый в СМИ пресс-секретарем этой группы, сообщил, что группа временно прекращает сотрудничество с органами прокуратуры. После обращения членов группы с открытым письмом в адрес председателя Маджлиси Милли (верхняя палата парламента) Рустама Эмомали члены «Комиссии 44» и следователи Генеральной прокуратуры Таджикистана встретились онлайн 19 апреля этого года, чтобы обсудить расследование по ноябрьским событиям 2021 года.
После майских протестов как минимум семь членов этой группы были задержаны, двое из них приговорены к длительным срокам тюремного заключения: Худжамри Пирназаров и Шафтолу Бекдавлатов осуждены судом сроком на 18 лет.
Оба обвинялись в том числе в членстве в преступном сообществе. Только по этой статье санкция предусматривает лишение свободы на срок от восьми до двенадцати лет.
На пресс-конференции в Верховном суде 14 июля также было подтверждено, что двое членов «Комиссии 44» Худжамри Пирназаров и Шафтолу Бекдавлатов виновны в организации преступного сообщества.
При этом судья Верховного суда пояснил, что члены «Комиссии 44» «установили прочные отношения с Национальным альянсом, запрещённой в Таджикистане организацией и лидерами местных ОПГ, и при их финансировании создали преступное сообщество под названием «Комиссия 44».
В качестве доказательства власти также приводят размещенное на сайте pomiri.info видео, где в президиуме сидит Фаромуз Иргашев, а выступающий перед собравшимися местными жителями Мамадбокир Мамадбокиров, погибший при неизвестных обстоятельствах в июне этого года, называет руководителей операции «моголами», что само по себе уже может быть расценено властями как разжигание ненависти на национальной почве.
Лидеры и члены самопровозглашенной общественной организации «Комиссия 44» всегда отрицали какие-либо связи с запрещенными в Таджикистане организациями, как и финансирование из-за рубежа.






