Власти Таджикистана должны освободить журналистов Ульфатхоним Мамадшоеву и Хушруза Джумаева, снять с них все обвинения и прекратить тайное преследование журналистов, заявил в четверг, 11 августа, Комитет защиты журналистов (CPJ) – американская независимая некоммерческая неправительственная организация, базирующаяся в Нью-Йорке.
Под тайным преследованием в Комитете понимают расследование уголовных дел в отношении журналистов под грифом «секретно». В заявлении отмечается, что «власти классифицировали дела против обоих журналистов как секретные и заставили их адвокатов подписать соглашение о неразглашении, поэтому ни СМИ, ни семьи журналистов не получили достоверной информации о каких-либо обвинениях против их».
Напомним, что 18 мая сотрудники Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) задержали Мамадшоеву, независимого журналиста и правозащитницу, в ее доме в Душанбе. На следующий день сотрудники Управления по борьбе с организованной преступностью МВД в Душанбе задержали Джумаева, независимого журналиста и блогера, известного под псевдонимом Хушом Гулям, который писал об истории, языках и культуре Памира.
После протестов 25-28 ноября 2021 года он переехал из Душанбе в ГБАО и активно помогал членам комиссии 44 и вел платформу Pomere.info. Однако в марте 2022 года его вызывали на «беседу» в местное ГКНБ и после этого Джумаев покинул Бадахшан и вернулся в Душанбе, где и был 19 мая задержан.
Задержания Мамадшоевой и Джумаева произошли сразу же с началом «антитеррористической операции», которую власти Таджикистана начали 18 мая для того, чтобы, как отмечает Комитет защиты журналистов, подавить протесты «в этнически и религиозно обособленном Горном Бадахшане, где проживают многие представители памирского меньшинства, к которому принадлежат оба журналиста». Тем самым, заявляет CPJ, «власти пытались подавить независимые репортажи о протестах и правительственной операции».
Оба журналисты заключены под арест сроком на два месяца, и по информации источников CPJ, в самое ближайшее время уголовные дела в их отношении будут переданы в суд.
Мамадшоева обвиняется в публичных призывах к свержению власти и организации массовых беспорядков в Горно-Бадахшанской автономной области и ей грозит от 15 до 20 лет лишения свободы. В отношении Джумаева, пишет CPJ, «власти никаких публичных заявлений о причинах ареста не делали», однако информированные источники сообщили, что он также обвиняется в публичных призывах к свержению власти и ему грозит от восьми до 15 лет лишения свободы по части 2 статьи 307 Уголовного кодекса.
Президент Комитета защиты журналистов Джоди Гинзберг потребовала немедленно освободить Улфатхоним Мамадшоеву и Хушруза Джумаева, снять с них все обвинения и приоткрыть завесу тайны по их делам. «Памирские журналисты, да и все журналисты в Таджикистане, должны иметь возможность свободно выполнять свою работу на фоне действий правительства в Горно-Бадахшанской автономной области» – сказала она.
В заявлении Комитета отмечается, что ими отправлены электронные запросы Генеральную прокуратуру и МВД Таджикистана по поводу задержанных журналистов, однако никаких ответов в CPJ не получили.






