Число репрессированных журналистов Каракалпакстана растет по мере поступления информации из региона. На данный момент известно о пятерых задержанных или арестованных сотрудниках медиа.
Нет информации о судьбе избитых и водворенных в изоляторы страны журналистах газеты «Ел хызметинде» («На службе народа») Бахтияре Кадирбергенове и Мустафе Турсинбаеве. Арестован также журналист по имени Илхам. Как сообщил ACCA источник, Мустафа Турсинбаев еще 12 июня был избит неизвестными при подготовке материала об использовании водных ресурсов в Канликульском районе Каракалпакстана. На его канал в социальной сети подписаны 146 тысяч пользователей.
Стал узником и главный редактор «Ел хызметинде» Есимхан Канаатов. Он не только журналист, но и научный сотрудник, изучавший народное творчество и фольклор народов Южного Приаралья. Канаатов — автор сопоставительного анализа народностей, проживающих на этой обширной территории.
Как сообщил изданию Asiaterra один из жителей Каракалпакстана, главный редактор газеты «Акмангит таны» («Заря Акмангита») Абдималик Хожаназаров попал в больницу после насилия со стороны сотрудников правоприменительных органов. Прокурор заставил его написать объяснительную, что якобы он упал и таким образом получил телесные повреждения.
Начиная с 26 июня кураторы из СГБ и МВД и по сей день вызывают на беседы значимых лидеров общественного мнения для профилактических бесед, чтобы не комментировали поправки в Конституцию, лишающие Каракалпакстан суверенитета. Одновременно с этим властями был затруднен доступ в интернет во избежания протестов.
26 июня каракалпакский блогер Курал Раметов опубликовал в социальных сетях критические комментарии к поправкам в Конституцию Узбекистана. Вскоре после этого правоохранители задержали его на рабочем месте. Согласно неправительственным источникам Ассоциации «Права человека в Центральной Азии» (AHRCA, Франция), сотрудники МВД пытали его, применяя электрошок.
Организация «Репортеры без границ» (RSF) призывала власти Узбекистана разрешить Лолагул Каллыхановой, журналистке, находящейся под стражей без связи с внешним миром с 1 июля, встретиться с членами ее семьи и независимым адвокатом для уточнения обвинений и прекратить препятствовать освещению в СМИ подавления протестов в Каракалпакстане, о которых она писала из Ташкента, когда ее арестовали.
«Если права Лолагул Каллыхановой соблюдаются, как утверждает Генпрокуратура, то почему ее коллеги и общественность до сих пор ничего о ней не знают?» — задается вопросом Жанна Кавалье, глава отдела RSF по Восточной Европе и Центральной Азии. – «Ситуация абсурдная. Прежде чем настаивать на отсутствие жалоб на ее здоровье и условия содержания, власти должны позволить ее семье и независимому адвокату посетить её. Мы призываем власть продемонстрировать прозрачность в этом деле и, в более общем плане, прекратить пресекать освещение протестов в Каракалпакстане и последовавших за ними репрессий».
Верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет уже призвала Узбекистан без промедления провести независимое и прозрачное расследование. В призыве явно прослеживается неверие международной организации в официальную версию. Узбекские же СМИ публикуют материалы о поддержке мировым сообществом Узбекистана в событиях в Каракалпакстане.
В блогосфере наблюдается полярность подходов в оценке нукусского кровавого противостояния. Представители узбекской интеллигенции высказывают недовольство стремлением каракалпаков отстоять достоинство, хотя еще недавно они боролись за права и свободы при режиме Каримова. Даже визуально некоторые онлайн-издания показывают свое отношение, публикуя фото травмированных бойцов спецназа, или, как бы в противовес, собравшихся граждан возле больниц и моргов.
Оппозиционное издание Eltuz.com и вполне лояльный к власти ресурс Kun.uz проявили уникальную солидарность в своей поддержке неделимости Узбекистана. В узбекских медиа как бы в укор протестующим каракалпакам приводятся статданные по успешному социально-экономическому положению Каракалпакстана, из которых читатель должен сделать выводы о расцвете региональной экономики.
Комиссия по расследованию событий в Каракалпакстане начала работу 16 июля. В составе группы сенаторы, депутаты, представители Каракалпакстана и ННО.
«Послушные члены комиссии лишь продублируют выводы президента и силовых служб. В реальности, они оценят отдельные случаи нарушений прав и свобод человека», — отмечает эксперт ACCA.






