Уже двенадцатый блогер и журналист подвергается незаконному давлению со стороны силовиков. 7 июля Абдусаттор Пирмухаммадзода был вызван в отдел УБОП МВД по городу Вахдат и в течение нескольких часов подвергся интенсивному допросу. У него дома произвели обыск, изъяли мобильный телефон, и взяли расписку, что он не будет никому сообщать подробности допроса и по какому поводу у него изъят телефон и произведен обыск.
После того, как в Радио Озоди и ряде других СМИ 8 июля появилась информация о Пирмухаммадзода, вечером того же дня его снова вызвали в УБОП и больше Абдусаттора никто не видел. «Позвонили, сказали, приходи, забери свой телефон. Абдусаттор ушёл и до сих пор оттуда не вернулся, — рассказал представителям СМИ один из родственников журналиста, — Нам рассказали, что он дал расписку о неразглашении, но Абдусаттор все равно пообщался с Радио Озоди. Вот и задержали».
Абдусаттор Пирмухаммадзода ранее работал на радиостанции «Садои Душанбе». Но даже уйдя с работы, он продолжал вести активную жизнь в социальных сетях, ведя свой блог. В ноябре 2020 года – разгар пандемии нового коронавируса – видео с протестным обращением Пирмухаммадзода против безработицы, больших штрафов и безразличия властей к тяжелому положению людей вызвал в Таджикистане бурную реакцию пользователей. У него появилось много подписчиков, но два месяца назад Пирмухаммадзода объявил, что прекращает вести свой блог, так как провластные лица называли его в комментариях к его видео «предателем нации». Но после того, как были задержаны журналисты и блогеры Далери Имомали и Абдулло Гурбати, Абдусаттор Пирмухаммадзода не выдержал и выпустил несколько видеороликов в поддержку задержанных журналистов.
В тот же день, вечером 8 июля, был задержан еще один журналист и активист социальных сетей Завкибек Саидамини. 37-летний Завкибек Саидамини много лет работал журналистом в независимых изданиях и на Первом канале государственного телевидения Таджикистана. Несмотря на то, что Саидамини ушёл из журналистики, он был одним из активистов в социальных сетях и постоянно публиковал свои рассуждения и мнение на злободневные темы.
Саидамини также, как и Пирмухаммадзода, поддержал задержанных Имомали и Гурбати, заявив, что он серьезно обеспокоен судьбой его коллег по перу.
Один из родных Саидамини сказал СМИ, что Завкибек вместе с одноклассником подъехали к мойке и собирались затем поехать в свой родной кишлак Калаи Нав рядом с городом Рогун. «К ним подъехали на двух автомобилях неизвестные, и отвезли в УБОП Вахдата. Одноклассника отпустили в девять часов, и сказали, чтобы он пришел утром, а Завкибек так и остался там. С одноклассника взяли расписку о неразглашении, и он теперь вообще ни с кем не разговаривает» — рассказал СМИ один из родственников Саидамини.
Силовые структуры никаких комментариев о причинах задержания журналистов и блогеров не дают, и на запросы не отвечают.
«Власти решили всерьез закрутить гайки для всех, кто имеет свое мнение и не боится открыто говорить об этом. И прежде всего это касается журналистов, тем более, как считают наверху, сейчас для этого самый благоприятный момент: все внимание сильных мира сего обращено на боевые действия России на Украине, западные лидеры стараются перетянуть государства Центральной Азии на свою сторону, и в таких условиях говорить о «каких-то» блогерах и журналистах никто на переговорах с таджикским властями не будет» — говорит представитель правозащитной организации. – «Но журналистика отражает общественное сознание и формирует его, служит обществу, является своего рода зеркалом, смотрясь в которое, власть должна видеть свои недостатки. И поэтому без честной и независимой журналистики не может быть речи и о независимом Таджикистане».






