30 мая президент Таджикистана Эмомали Рахмон освободил от должности председателя суда города Худжанда Хомиджона Мухаммадзода. Как сообщает государственное информационное агентство «Ховар», Мухаммадзода освобожден от должности «в связи с совершением поступка, порочащего честь и достоинство судьи». С такой же формулировкой своих должностей лишились Рустам Махмадсаидзода, судья Худжандского горсуда, и Рахмиддин Рахимзода, судья суда района Сино города Душанбе.
Слухи о том, что председатель суда города Худжанда задержан вместе с судьей и адвокатом, уже месяц будоражат местных жителей. Поговаривали, что председателю удалось даже сбежать во время операции по его задержанию, проведенной Агентством по борьбе с коррупцией. Мухаммадзода якобы узнал об операции антикоррупционного ведомства, и передал помеченные деньги, которые предлагались ему в качестве взятки, судье этого же суда, и сбежал. Сама операция была проведена работниками Агентства по финансовому контролю и борьбе с коррупцией еще 22 апреля.
Хомиджон Мухаммадзода был назначен на должность председателя Худжандского городского суда 25 ноября 2021 года. Он уже занимал эту должность с 1996 по 2000 годы. В прошлом он также работал председателем Бободжон Гафуровского районного суда, председателем Согдийского областного суда, председателем Джаббор Расуловского районного суда и председателем Спитаменского районного суда. Мухаммадзода был присвоен квалифицированный чин «судья первого класса». Он награжден орденом «Шараф».
Это уже не первое громкое задержание судей. В декабре 2019 года Рахмон снял с должности в связи «с совершением поступка, порочащего честь и достоинство судьи» председателя суда города Гулистон Согдийской области Ёдгорзода Наргис Юнуси, в июне 2020 года с такой же формулировкой был освобожден от должности председатель суда района Айни Шараф Турсунзода.
Еще в ноябре 2019 года, выступая на встрече с судейским корпусом в городе Душанбе, президент страны сказал, что за последние десять лет «25 судей (в том числе 1 женщина) и 16 сотрудников аппарата судов были осуждены за совершение преступлений коррупционного характера». За прошедшее с той встречи время к этому числу добавились еще 10 судей и сотрудников судов, в отношении которых возбуждены уголовные дела и ведется расследование.
В Таджикистане в судейском корпусе насчитывается более 480 судей, и при этом среди населения суд считается одним из наиболее коррумпированных органов власти. Назначение и увольнение судей в стране – прерогатива президента Рахмона. По мнению экспертов, при такой системе судебная власть в республике не может быть независимой, и судьи при этом будут прежде всего защищать интересы исполнительной ветви власти, а не стоять на страже верховенства закона.
«Тот факт, что в соответствии с конституционным принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, судьи имеют иммунитет и пользуются неприкосновенностью, это имеет положительный эффект. Но не в условиях нашего государства. Так, того же председателя суда в Айнинском районе не раз задерживали за взятки, однако ему каждый раз удавалось избежать наказания» – говорит юрист из Душанбе, согласившийся на условиях анонимности прокомментировать ситуацию с задержанием судей. – Но, если выходит указ президента об освобождении судьи от должности в связи с совершением поступка, порочащего честь и достоинство судьи – это означает, что в отношении него возбудят уголовное дело и передадут в суд. А вот какой приговор будет вынесен в отношении «провинившегося» судьи, по какой статье – это все будет «за семью печатями». Первая программа судебно-правовой реформы в Таджикистане была принята в далеком 2007 году, сейчас в стране готовится уже пятая программа. Однако реальной пользы от «успешно реализуемых реформ» жители страны практически не ощущают, и в социологических опросах этот институт власти в вопросах распространения коррупции всегда находится на первых местах».






