17 мая несовершеннолетний подросток, защищая свою мать, младших братьев и сестер ранил ножом в живот пьяного мужчину. Прибывшие на место сотрудники милиции взяли подростка под стражу.
Ему инкриминируется статью 130 части 1 УК КР «Нанесение тяжкого вреда здоровью». Судом ему избрана мера пресечения в виде ареста в Учреждении №14 Службы исполнения наказания.
Данный инцидент вызвал осуждение общественности. К вопросу защиты прав ребенка подключилась омбудсмен республики. Атыра Абдрахматова обратилась в Министерство внутренних дел с требованием принять срочные меры по изменению меры пресечения в отношении несовершеннолетнего на не связанную с лишением свободы.
Данное требование основано на статьях 20 и 27 Конституции Кыргызстана, Пекинских правилах и статьей 460 Уголовно-процессуального Кодекса.
«Органы внутренних дел, прокуратуры и суды, в нарушение вышеуказанных национальных гарантий прав ребенка, не приняли во внимание, что согласно минимальным стандартным правилам ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) содержание под стражей до суда в отношении несовершеннолетних применяется лишь в качестве крайней меры. И то только в течение короткого периода времени и, по возможности, заменяется другими альтернативными мерами, и тем самым нарушили права ребенка», — отмечают в институте Омбудсмена КР.
Согласно проведенному Омбудсменом анализу ситуации, с учетом данных, полученных от матери несовершеннолетнего, очевидно, что при избрании меры пресечения в отношении ее сына также не были учтены требования статьи 460 УПК КР, согласно которой задержание ребенка и применение к нему меры пресечения в виде заключения под стражу производится лишь в исключительных случаях. При этом в каждом случае должна обсуждаться возможность применения в качестве такой меры, как «передача ребенка под присмотр».
«С учетом вышеизложенного, а также принимая во внимание, что на неправомерные действия взрослого, находившегося в состоянии алкогольного опьянения, реакция несовершеннолетнего была непреднамеренна и преследовала цель самообороны и защиты матери, младших братьев и сестер, находившихся на тот момент дома. Обращаюсь к органам правосудия о необходимости в срочном порядке изменить меру пресечения для несовершеннолетнего на не связанную с лишением свободы», — подчеркивает Абдрахматова.






