Совет ООН по правам человека на проходящей в Женеве 49-й сессии раскритиковал таджикские власти за «продолжающуюся практику подавления политического инакомыслия» и «создание атмосферы страха и репрессий» в Горно-Бадахшанской автономной области.
Мишель Бачелет Херия, Верховный комиссар ООН по правам человека, заявила на 49-й сессии 7 марта, что в Таджикистане «продолжаются репрессии против политической оппозиции».
«Все большее число участников оппозиционных групп приговариваются к длительным срокам тюремного заключения. Происходит это в ходе судебных процессов, которые не соответствуют стандартам надлежащей правовой процедуры», — отметила Бачелет.
Еще в 2020 году Рабочая группа ООН по произвольным задержаниям призвала Таджикистан освободить 11 осужденных членов запрещенной в республике Партии исламского возрождения (ПИВТ), а в 2018 году эта же структура ООН потребовала от Душанбе немедленно освободить пожизненно осужденного 60-летнего Махмадали Хаита, одного из заместителей председателя ПИВТ.
Власти Таджикистана всегда отрицали аресты представителей оппозиции по политическим мотивам и называют все судебные решения по таким делам справедливыми и беспристрастными.
Затронула в своем докладе Бачелет и ситуацию с правами человека в ГБАО.
«…Насилие между силами безопасности и демонстрантами в ноябре 2021 года в Горно-Бадахшанской автономной области также значительно ухудшило ситуацию с правами человека в этом районе, создав обстановку страха и репрессий. Я сожалею о продолжающемся отключении интернета в регионе; такие отключения явно нарушают права человека», — сказала Верховный комиссар ООН по правам человека.
Это первая реакция представителя ООН на ноябрьские события в ГБАО, которые начались после смерти местного жителя Гулбиддина Зиёбеекова во время спецоперации по его задержанию, проведенной сотрудниками ГКНБ Таджикистана. Массовые протесты в административном центре ГБАО городе Хороге привели к насилию, в результате чего получили ранения и скончались еще двое человек, а около двадцати были госпитализированы.
После достигнутой договоренности о том, что власти проведут объективное расследование обстоятельств гибели Гулбиддина Зиёбекова, Гулназара Муродбекова и Тутишо Амиршоева, снимут все посты, восстановят доступ к интернету в ГБАО и не будут преследовать участников протестов, жители прекратили четырехдневную акцию протеста, однако спустя четыре месяца активисты гражданского общества ГБАО в феврале 2021 года обратились к Верховному комиссару ООН по правам человека с целью обратить внимание этой организации на события в Хороге.
«Ни одно из обещаний власти не выполнили. Со дня протестов прошло четыре месяца, но ни один представитель силовых структур не был привлечен к ответственности за убийства мирных жителей, – сказал один из представителей гражданского общества ГБАО на условиях анонимности. – Не восстановлен доступ к интернету, усиливается давление на жителей региона, в автономный регион вновь прибыли дополнительные силы военнослужащих».







Оставьте отзыв об этом