Медиа-группа «Азия-Плюс» разместила в газете, а также на своем сайте и на страницах в Телеграм и Фейсбук статью «Непринципиальный подход. Чем закончилась первая реформа милиции в Таджикистане?». Судя по количеству комментариев, эта тема вообще не вызвала интереса у читателей: на сайте «АП» комментариев вообще нет, в Телеграмм и в Фейсбуке – всего по одному комментарию.Почему эта злободневная на всем постсоветском пространстве тема практически не интересует гражданское общество Таджикистана?
«В Таджикистане уже все привыкли к тому, что реформы проводятся только для того, чтобы международные организации, работающие в нашей стране, выделяли средства на нужды различных министерств и ведомств, — говорит эксперт в области права Нурали Халимов. – Посмотрите на работу судов. У нас уже с 2007 года якобы идет судебная реформа, а работа судов как не вызывала доверия у населения, так и до сих пор люди стараются обходиться без этой инстанции, решая свои проблемы другими путями».
«Так и с реформой милиции, — говорит Халимов. — Нет никакой политической воли. Президент поручил в 2012 году разработать закон «О полиции», но больше об этом нигде не вспоминал».
В программе реформы милиции на 2014-2020 годы (а она предусматривает, что закон о полиции должен был быть принят в 2014 году), говорится, что этот закон «станет первым шагом, принятие которого повлечет за собой изменения в названии милиции, определение основных функций и задач милиции, изменение кадровой политики, проводимые в короткий промежуток времени». В новой программе принятие закона запланировано на 2024 год, и скорее всего, это мероприятие перенесут на третий срок.
«Если не сделан первый шаг, о чем вообще можно говорить?» – задается вопросом эксперт. Нет никаких изменений в работе с кадрами, наоборот, по словам самих сотрудников органов внутренних дел, в последнее время все назначения проводятся кулуарно, порою сами сотрудники, которых приглашают на назначение в МВД, узнают о своем новом месте работы только на приеме у министра.
Программа предусматривала, что на все должности в милиции люди будут назначаться на конкурсной основе. Сначала будет опубликовано объявление о вакантной должности, и требования к кандидатам. Затем будет проведено тестирование с участием членов общественных советов, и только лишь потом, после спецпроверки по учетам МВД, человек будет назначен на должность. Но все это так и осталось на бумаге.
Нет никаких изменений и в системе подготовки кадров. Академия МВД готовит не милиционеров, а юристов-правоведов, которые в большинстве своем после первого же года службы оставляют ее и уезжают в трудовую миграцию. Прожить на 1 тысячу сомони ($100 — АССА)в месяц в Таджикистане при нынешних темпах инфляции очень сложно.
Выступая на юбилейном собрании, посвященном Дню милиции, президент Рахмон сказал, что при подготовке кадров в МВД необходимо учитывать международные стандарты в этой области полиции, опыт других государств, в том числе и тех, в которых недавно прошли соответствующие реформы. «То есть в Таджикистане должны быть созданы так называемые полицейские академии, в которые будут набираться по конкурсу люди с высшим образованием и после шестимесячного обучения именно они должны быть назначены на вакантные места в милиции, — говорит эксперт в области образования, пожелавший не называть своего имени. – А те сотрудники, которые захотят повысить уровень своего образования, пусть поступают, опять же по конкурсу, в высшее учебное заведение МВД».
Если сравнить новую программу реформы милиции и ту, которая была принята на 2014-2020 годы, то можно заметить, что большинство мероприятий в них повторяются. То есть, старая программа не была выполнена даже наполовину, а те мероприятия, о которых МВД отчитывается, что они полностью исполнены, есть ничто иное, как повседневная деятельность МВД, имеющая к реформе косвенное отношение. Вопросы об исполнении программы поднимали отдельные представители гражданского общества и НПО, однако надлежащего контроля за ее исполнением не осуществляется. В Стратегии реформы милиции указано, что «при проведении реформы милиции должен быть обеспечен вневедомственный подход, то есть ответственность за планирование, реализацию и результаты реформирования несет правительство». Но в действительности этой реформой никто не занимается, кроме двух сотрудников в самом МВД – это национальный координатор и его помощник. К тому же, за 7 лет министр поменял уже трех национальных координаторов. И поэтому ожидать, что реформа милиции в Таджикистане состоится, скорее всего не стоит.







Оставьте отзыв об этом